Главная » Документы » Акты исторические 1700 -1709гг. » Акты исторические 1701г.

1701.08.07 — 1701.09.20

1701г., августа 7 — сентября 20. — Посылка казачьяго десятника Романа Торгошина, с подячим и с толмачем, к Калмыкам и Киргизам для переговоров о мире.

Лета от сотворения мира 209, а от Рождества Христова 1701, августа в 7 день, по указу Великаго государя царя и Великаго князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, и по наказу столников и воевод Петра Савича, Федора Петровича Мусиных-Пушкиных, красноярских конных казаков десятнику Роману Торгошину, да с ним подьячему Куземке Елисееву, толмачу Самку Лапаткину, служилому человеку Тимошке Федорову велено ехать из Красноярска в Киргискую землю к калмыцкому зайсану Абе и к киргиским владелцом, к Корчюку с товарыщи, для того: в нынешнем 1701 году, июля в 1 день, писал он Аба Зайсан из Киргиз в Красноярск и прислал с посланцом своим Юруктою Кашкою лист; а в том листу написано, что крайние Киргиские люди[175] с нашими Великаго государя людми воровство и войны чинят; и то де слышав он Аба, послал посла, а с ним приказал договариватца, как жили преж сего в миру, и ныне бы также.
И против того вышеписаннаго листа, в Красноярску в приказной избе столник и воевода Петр Савич Мусин-Пушкин посланцу Юрукте Кашке говорил: буде из Киргиз пришлют аманатов и с киштымов ясак по прежнему давать станут и отгонных лошадей и грабленые животы отдадут, и им тех полоненых киргиских людей отдадут и в миру затем жить ради.
И посланец Юрукту Кашка в Красноярску в приказной избе столнику и воеводе Петру Савичю Мусину-Пушкину против того сказал: приказывал де ему контайшин посол Аба зайсан, что у Киргиз с Красноярцы стоят войны и меж собою людей побивают, и ныне де те войны покинем, а жить бы смирно и безсорно; а они де Киргизы аманатов в Красноярск и с киштымов ясак давать станут по прежнему. А которые отгонные кони красноярские и кузнецкие, и тех коней контайша указал отдать.
И против его Юрукты Кашки ответу, столник и воевода Петр Савич сказал: буде на том слове устоят, будет мир, и в аманаты бы, дали Шорлова сына Дету, да Бакова сына.
И об вышеписанном о всем из Красноярска в Киргизы к Абе зайсану и киргиским владельцом писано с ним Юруктою Кашкою. И против того вышеписаннаго писма, в Красноярску в приказной избе столник и воевода Петр Савич Мусин-Пушкин тех посланцов спрашивал, есть ли сверх того листа, с ними какой словесной приказ?
И Эрке Кардачи говорил: приказали де с ним и с товарыщи его киргиские все князцы, чтоб донесли ему столнику и воеводе, чтоб обоими стороны русские и киргиские люди ссор и войны не вчинали, для того, что де контайша [176] великому государю служить верно, к договоритца б, чтоб у них аманатов и с киштымов их ясак на Красной Яр взять; и они де присланы для того, чтоб утвердитца совершенно и договор бы учинить меж Рускими людми и Киргизы постоянно.
Да посланец Юрукту говорил, чтоб то писмо, которое из Красноярска столник и воевода Петр Савич дал до киргиских князцов и до Абы зайсана доведено и князцом и Абе объявлено и чтено; и они де для того с ним прислали того Эрке Кардачи и велели объявить лист, который послан с ним и велели говорить, кого надобно в Красноярск в аманаты. Да он же Юрукту говорил, что послали де его Юрукту с товарыщи в Красноярск для того, что он Юрукту в Красноярск был прислан и чрез него договоры были.
Да он же Юрукту говорил: приказывали де ему говорить, чтоб взять аманатов в Красноярск с Тубинцов да с Езерцов да с киштымов их ясак; а с Алтыров дойдут Киргизы в Томской. А для того де переговору послать бы к ним Романа да с ним лучшего человека, и в их бы земле, по их вере, князцов и иных лутчих людей в том привести к шерти и в Киргизах бы взял аманатов.
Да Ерке Кардачи столнику и воеводе Петру Савичю подал лист, а говорил: тот де лист прислал с ним князец Корчюк к нему столнику и воеводе Петру Савичю.
И в том листу написано, у Зенде тайши для ясачных людей с томскими ссора живет; а в правду де сказать Езерцы с Красноярцы ссорно живут и воровство есть. А ныне де, по указу Великаго государя, и контайши приказал жить бы смирно и дружно меж собою, и нынешними бы послами выпустить мать его и сестру, а сверх де того на словах сказано послу.
И в то ж время Юрукту Кашка говорил: которой де ясырь и лошади под Томским, под Красноярским, под [177] Кузнецким взято, и то де князцы киргиские хотят отдать. А контайша приказал: которые заворовали, и под Томской и под Красноярской и под Кузнецкой войною приходили, и посланцов томских обругали, и людей побивали, и скот отгоняли, и тех де в Томской ли головою послать, или им там указ учинить, — о том, из тех городов велели ведомость взять.
И против вышеписанных слов, стольник и воевода Петр Савич сказал великого государя указ, что он Юрукту Кашки наперед сего приезжал в Красноярск послом от контайши и от Абы зайсана об мирном поставлении, и что послать в Киргизы к Абе зайсану государевых послов лучших людей; и в то время не послано и ныне послать нелзя, для того, что в прошлых годех, при воеводе Даниле Загрязском, для такова ж мирнаго поставления выпрошали послов из Красноярска к Езерцом и к Тубинцом, лутчих людей красноярцев 18 человек, и тех послов голодом морили и всячески ругали и держали болше полугода. Також при Алексее Башковском выпросили послов из Красноярска, Ивана Сиротинина, Романа с товарыщи, для такова ж мирнаго поставления, и на той правде не устояли, мир не учинили, и тех послов обругали и обесчестили, и голодом морили, и держали болши полугода и ограбили. Также буде по прежнему учините, и для того послов послать к ним нелзя. А они де Юрукту с товарыщи великому государю били челом, а столнику и воеводе Петру Савичю говорили, чтоб их великий государь пожаловал, указал послать к ним Абе зайсану и к киргиским князцам послов, для подлинного договору и утвержения миру и приведения к шерте их киргиских князцов, Корчуна и Шорла с товарыщи.
И стольник и воевода Петр Савич Мусин-Пушкин с товарыщи им посланцом сказал: буде они посланцы [178] хотят учинить прямую правду, и они б Эрке Кардачи и Бирюсланко Ичаев и тот Торко, вместо красноярских послов, остались в Красноярску; а из Красноярска к ним пошлют послов четырех человек, для подлинного договору и для свидетелства шерти, и по их слову для взятья аманатов и с киштымов ясаку. А Юрукта б Кашка посланым к ним и с красноярскими послами поехал в Киргизы к себе зайсану с товарыщи, о чем в их писмах писано, також и против их писем из Красноярска писмо послано, и то б по тем писмам и по своему договору учинил. А сделав то вышеписанное дело, и аманатов взять и об ясаке договорясь и их Киргиз привести к шерте на том, что им киргиским князцам Шорлу и Корчюну, також и Даин Эрке служилым людем и улусным и всему роду их великого государя нашего под городы и уезды войною и воровски тайно татбою не приходить, и его великого государя нашего всякого чина людем никакова раззорения и побиения не чинить, и что из-под Красноярска и из-под уезду всякого скота взято, отдать, и с киштымов ясак давать не запрещать, и под его государевых посланных к ним людем вожа и подводы к тем киштымом давать, и послов государевых не ругать и не бесчестить, и поить и кормить, и с теми вышеписанными государевыми послами и с аманаты и с тою отповедью про утверждение правды быть в Красноярск; а в Красноярску ему Юрукте с товарыщи великого государя милость и призрение будет; а полонеников Корчюкову мать и иных отдадут. А ныне, для подлинного уверения, с ним Юруктою Кашкою отпустить из Красноярска прежняго полоненика Когочи для того, что в Красноярску, по указу великого государя, красноярские всяких чинов служилые люди хотят и напредки стоять во всякой своей правде, по християнскому обещанию. Такожде и они б Киргизы и присланные из Киргиз посланцы, по своему вышеписанному [179] договору, учинили самую совершенную правду, без всякие премены; а знамя и ружье, что взяли на бою, отдали.
И по вышеписанному великого государя указу и по писмам контайши и по договру посланцов Юрукты Кашки, о чем они в Красноярску договорились, буде на том в Киргизах киргиские князцы и лучшие люди положат и премены в том не будет, и Роману б с товарыщи взять у них Киргиз с Езерцов и с Тубинцов аманатов лутчих людей и с киштымов их ясак по прежнему, и отгонной скот и что на бою взято, знамя и збрую и ружье, и по их обыклости привести их к вере, чтоб они у шерти, обещався по своей вере, пили золото.
А у шерти были, обещались на том, что служить им великому государю и прямить во всем в правду, по своей вере, до своего живота, совсем своим родом. Да они ж бы дали шерть свою на детей своих, на внучат и на правнучат своих, на всех родственников; а самим им киргиским князцам, Шорлу и Корчюну с товарыщи, к измене и к воровству и ни к какой шатости не приставать, и под городы и под остроги и ясачные волости войною не приходить, и государевых служилых и ясачных людей не побивать, и для воровства в ясашные волости не ездить, и ясачных людей не грабить.
А буде они киргизские князцы Корчюн и Шорло с товарыщи, против своей шерти, великому государю в правде стоять не учнут, или сведают в каких тайшах и землицах и всяких людей скоп, или заговор и измену, и приход воинских людей под государевы городы и под остроги, и на ясачные волости, а весно в городех и в острогах воеводам и приказным людем не учинят, или сами войною, или для воровства, учнут в государевы ясачные волости везжать: и по тому вышеписанному великого государя указу и по наказу столников и воевод Петра Са-[180]вича, Федора Петровича Мусиных-Пушкиных, приехали мы Роман и Куземко с товарыщи в Киргискую землю к калмыцкому Абе зайсану августа в 14 день, и стали за рекою Убатом; а к нему Абе послали посланца его Абина Юрукту Кашку, и велели ему говорить, что де по указу великого государя и по договору его Юрукту Кашки, из Красноярска посланные служилые люди для договоров о всяких великого государя делах с ним Абою зайсаном и с Киргискими князцами приехали и ныне стоят на речке Убате.
И августа де в 15 день нынешнего 1701 году, Аба Зайсан прислал к ним Роману и Куземке с товарыщи киргизетина Дербижанка; и он Дербижанка, приехав на реку Убат, нам сказал, что де калмыцкой Аба Зайсан велел нам ехать к себе в ургу к речке Мени.
И мы Роман и Куземко на речку Мени приехали, и поставили нас от урги его Абы Зайсана сажень со сто.
И августа в 16 день, калмыцкой Аба Зайсан велел нам быть к себе в посолскую юрту, для посолского договору. И мы Роман и Куземко в посолскую юрту пришли. И Аба Зайсан говорил, чтоб ему от присланных своих столников и воевод Петра Савича, Федора Петровича Мусиных-Пушкиных, каков нам великого государя указ дан, ему Абе говорили против того подлинно.
И мы Роман и Куземко с товарыщи вышепомянутой великого государя указ ему Абе зайсану все статьи порознь, подробно, чрез толмача, читали дважды. И он Аба Зайсан, выслушав тот великого государя вышеписанной указ, сказал, что де то дело он сделает. И стояли мы на той речке Мени августа по 19 число,
И августа в 19 день, калмыцкой Аба Зайсан велел нам ехать на реку Абакан в улус князца Шорла Мергеня. И мы Роман с товарыщи в Езерской улус к князцу Шорлу на реку Абакан приехали. И князец Шорло велел [181] нам стать близь своей юрты, и корм давать велел ясаулом по указу калмыцкого владелца контайши. И стояли мы в Езерском улусе сентября 1 числа.
Сентября в 1 день, Аба Зайсан послал Езерцов Киргиз, дву человек, посланцами в Томской. И они Киргизы стретили томских посланцов, сына боярского Павла Петровича с товарыщи, и в улус прибежали и сказали.
И сентября в 16 день, калмыцкой Аба Зайсан велел нам Роману с товарыщи, для посолского договору, ехать в Алтырскую землю к алтырскому князцу Тангуту Батур тайши. И мы. Роман и Куземко с товарыщи приехали в Алтырскую землю сентября в 18 день; а в то время приехали томские и кузнецкие посланцы.
И сентября в 19 числе, он Аба Зайсан прислал к нам Роману с товарыщи езерского судью Ожо, чтоб быть к нему Абе зайсану в посолскую юрту всех трех городов посланцов всем вместе, для того, что де люди руские одного великого государя и посолство чинить бы в ответех всем заодно.
И мы Роман и Куземко с товарыщи пришли к нему Абе в посолскую юрту сентября в 20 день все вместе, томские и кузнецкие, и по наказом ему великого государя указ чрез толмача чли. И он Аба Зайсан, выслушав, сказал, что де то дело обще всем и миритца заодно. И то дело по посолскому договору вобще не состоялось.
И сентября в 20 день, калмыцкой Аба Зайсан прислал к нам Роману с товарыщи вышеписанного судью Ожа и велел быть для договору в посолскую юрту. И мы Роман с товарыщи в посолскую юрту к нему Абе зайсану пришли; а в то время у него Абы в юрте были все киргиские князцы, кроме Корчюна; а Корчюн не был за болезнью; а имянами были порознь: алтырской тайша Батур, езерской Мергень Шорло, тайши, алтызарские Агалак Кашка, Голега, [182] Кубащи, со многими своими улусными знатными людми; да с Корчюнова улусу многие знатные улусные люди.
И он Аба Зайсан велел нам Роману с товарыщи говорить против указу великого государя и по наказу, что порознь статьями написано.
И мы Роман и Куземко с товарыщи Абе зайсану и киргиским князцам по наказу говорили, чтоб он Аба зайсан Киргиз от воровства унял, и отгонные лошади, которых они в разных месяцах и числех из-под Красноярска и из уезду отогнали, 700, и панцыри и куяки и ружье побитых служилых людей, и знамя, что взято на бою, отдали, и в аманаты бы дали Шорлова сына Дету, да Бакова сына, и о всем бы учинили по договору Юрукту Башки, и на том мир будет.
И вместо всех Киргиз, в ответе был князец Шорло Мергень тайша. А в ответе он Шорло говорил: в прошлом де 1700 году, Красноярские служилые всяких чинов люди приходили войною в Киргискую землю и повоевали Алтызарской улус, 50 юрт, мужеск пол побили, а жен и детей в полон побрали многое число, и скот и всякие пожитки взяли; и тех бы, полоненой ясырь, и кони и рогатой и всякой мелкой скот, и соболи, и всякие иноземские пожитки отдали; а они де Киргизы 700 лошадей и побитых ружье и знамя, и куяки, и панцыри сыскав, отдадут. И того числа то посолское дело не состоялось.
И того ж сентября в 21 день, он же Аба Зайсан прислал к нам Роману и Куземке вышеписанного ж судью Оджа, и велел для договору итить в посолскую юрту, для посолского договору. И мы Роман и Куземка с товарыщи в посолскую юрту пришли. И езерской князец Шорло Мергень тайши учал говорить: по указу де контайши и по приказу Абы Зайсана, велено ему за всех Киргиз быть в посолском ответе; и он де Шорло с Киргискими князцами [183] о посолском договоре советывал: буде Красноярцы хотят во веки миритца, и чтоб де старые ссоры все покинуть, а договоритца бы вечным миром постоянно, и чтоб де Красноярцы отдали без выкупу Корчюнову мать и сестру. А они Киргизы в аманаты с Езерцов да с Тубинцов дадут добрых людей. А сына де своего он Шорло не дает, для того, что в прошлых годех брат его Шорлов в аманатах в Томску умре, а сын его и ныне в Калмаках, и ныне де дает племянника своего Зансая, да с Тубинцов доброго человека, да с езерских и с тубинских киштымов со всех улусов, с трех сот луков, в казну великого государя ясак наперед по соболю с человека, а впредь против прежняго; и по тот бы ясак указал великий государь из Красноярска к ним в Киргизы прислать добрых людей, а им бы с Канских Кыштымов имать после государева ясаку летом дань свою железом, и топорами, и осипами, и орловым перьем, кроме соболей, доброволно, а не силно и не грабежем; а знамя отдадут знак, для того, что изодрано.
И мы Роман с товарыщи про тое вышеписанную дань им Шорлу Мергеню и тубинскому князцу Кураче говорили, чтоб они Шорло и Курача о той дани из Киргиз послали своего посланца в Красноярской и договаривались в Красноярску; и на том с ним Абою зайсаном и с киргискими князцы договорились. И они киргиские князцы все шертовали со всеми своими улусными людми, кроме Корчюна; а Корчюн не был за болезнею; а Корчюновы улусные люди шертовали все. А калмыцкой Аба Зайсан вместо Корчюна шерть пил сам. А в Кузнецко посыланы были от Абы Зайсана его калмыцкой посланец Алдар Анбода, алтырской Кызыр Яргучи. Идучи, в Кузнецком они договорились, что кузнецкой полоненой ясырь и отгонной всякой скот из Киргиз в Кузнецы отдать без остатку; и на том они в [184] Кузнецку шертовали, и то дело в Киргизах перед Абою зайсаном не состоялось, а отдали из Киргиз из Алтырской земли только 40 человек. А которой ясырь в Алтызарских улусех, и тех не отдали и скота ничего не отдали ж. А ныне посланные кузнецкие служилые люди, будучи в Киргизах, договорились, что досталной полоненой ясырь из Алтырских улусов выкупать выкупом, и на том в Киргизах киргиские князцы шертовали.
Да езерской же князец Шорло Мергень тайша нам Роману с товарыщи говорил: по приказу де контайши, велено ему с Езерцов дать в Красноярской аманатов, для того, что де Киргиская земля от Красноярска в близости; да и для того; что де с киштымов его контайши ныне с трех сот луков ясак в казну великого государя давать станут по прежнему; а прежняго аманата, что сидит в Томску, езерской, и об отпуске его из Томска в Киргизах волен великий государь. В том мы и доезд подали.
А доезд писал Куземко Елисеев.
Да Шорло Мергень тайша говорил: как де они Шорло с своих езерских и с тубинских киштымов, с трех сот луков, в казну великого государя ясак дадут, и чтоб де после того ясаку его Шорловых посланцов отпустить к великому государю к Москве; а езерской аманат Занса, что ныне в Красноярску, Ишею Мергеню внук. К подлинному доезду, вместо Романа Торгошина, Игнашка Шошин руку приложил.
К подлинному доезду, вместо Самка Лапаткина, Матюшка Любавской руку приложил.
И против вышеписанного доезду, столники и воеводы Петр Савич да Федор Петрович Мусины-Пушкины велели взять в приказную избу присланного из Киргиз посланца Тумачака и Эрке Кардачи с товарыщи. И он Ту-[185]мачак и Эрке Кардачи с товарищи в приказную избу взят.
И столник и воевода Петр Савич Мусин-Пушкин с товарыщем им Тумачаку и Эрке Кардачи с товарыщи говорил: будучи де в Киргиской земле езерской князец Шорло Мергень тайша говорил красноярским посланцам Роману Торгошину с товарыщи, что дает он с езерских и с тубинских киштымов со всех улусов, с трех сот луков, в казну великого государя ясак наперед по соболю с человека, а впредь против прежняго; и по тот бы ясак указал великий государь из Красноярска к ним в Киргизы прислать добрых людей.
И красноярской посланник Роман Торгошин им Шорлу с товарыщи говорил, чтоб о том в Красноярск послать посланника и договоритца в Красноярску; а он де Роман учинить того не смеет, и по тем словам ты Тумачак прислан, чтоб вам имать с Канских ясачных людей вышеписанную дань: и того, что вам Киргизам имать с Канских ясачных людей дань, николи не будет, для того, что они Канские и ясачные люди изстари наших великих государей, и о том многие войны были и завоеваны государским мечем; а и преж сего они Канские и ясачные люди за Езерскими князцы николи не бывали, а бывали они Тубинские, а не Езерские, и ныне Езерцам до тех Канских киштымов и дела нет; а от Тубинцов завоеваны они Канские великого государя ратными людми, потому до тех киштымов дела нет.
И киргиские посланцы Тумачак с товарыщи против того им столником и воеводам говорили: езерской де князец, тайша Шорло Мергень про Канских ясачных людей отставил и говорить ему посланцу не приказал; и ныне де и впредь им до Канских ясашных людей дела нет и не вступатца; а его де Тумачака прислал Шорло Мергень и [186] велел великому государю бить челом, а столником в воеводам Петру Савичю да Федору Петровичю Мусиным-Пушкиным говорить о том, чтоб из Красноярска прислать по договору своих киштымов ясак сбирать послов, а аманатов их киргиских и тубинских принять, и княгинь их, Чошку и с дочерью отдать, и впредь бы жить мирно. А киргиских полонеников, которых завоевали Красноярцы, и тех Киргизы, буде кто приедет выкупать, чтоб великий государь их Киргиз пожаловал, велел тех полонеников отдавать на выкуп.
У подлинного договору написано в конце татарским писмом; а что написано, того перевесть в Красноярску некому.

Из рукописи, содержащей списки актов Кузнецкого, Томскаго и Красноярскаго архивов, акт № 106.

Воспроизводится по:

Памятники сибирской истории XVIII века. СПб., 1882. Книга первая. 1700–1713. № 37, с. 174 – 186.

Стиль, пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.

Сетевая версия – В. Трухин, 2013.

Категория: Акты исторические 1701г. | Добавил: ostrog (04.10.2013)
Просмотров: 994 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]