Главная » Документы » Акты исторические 1690 -1699гг. » Акты исторические 1699г.

1699.09.17

[1699г. сентября. 17]Расспросные речи Ильинского острога служилого человека И. Оленина о восстании в Ильинском остроге и о событиях в других забайкальских острогах

/л. 203/ Сентября в 17 день в-Ыльинском остроге на съезжем дворе пред иркуцким сыном боярским пред Андреем Савельевым сыном Москвитиновым с товарыщи Ильинского острогу служилые рядовые люди Иван Оленин допрашиван, а в допросе своем сказал в божию правду.
В прошлом де 204 году в феврале месяце селенгинской сын боярской Петрушка Арсеньев и удинские новоприсланные стрельцы бунтовали или нет, и он, Иван, того не знает, а бунту у них не видал. И Ильинского острогу служилых людей ни к каким бунтам и мятежу не подговаривали и по неволе они никого не имывали, и того он, Иван не видал же.
А у селенгинских де казаков с удинскими стрельцы меж собою письменные крепости были, и они де, Ильинского острогу служилые люди, в ту их селенгинскую письменную крепость писались же о добром деле в том, чтоб великому государю служить верно всем заединое и меж собя служилых людей от худых дел и от питья и от зерни унимать государевым указом, а не к бунту и не к грабежу. И в то де число приказных людей не переменяли и указных памятей во всяких делех слушались и из-Ыркуцкого де протопоп Петр да иркуцкой сын боярской Иван Перфирьев и служилые люди мимо Ильинской в Удинской еха[ли], в-Ыльинском никаких де речей у них не было, а в Удинском для какова дела приезжали, про то он, Иван, не знает. И им де, протопопу Петру и Ивану Перфирьеву, удинские служилые люди что им отвечали, и про то он не знает же, потом[у] что он, Иван, в то число в Удинском не был.
А великого государя денежным и хлебным и соляным жалованьем до ево Афонасьева приезду и при нем, Афонасье, на прошлой 203 год пожалованы были сполна, а при нем, Афонасье Савелове, на 204 год денежным жалованьем пожалованы, а от того денежного жалованья с ним, служилых людей Ильинского острогу имал, он, Афо[на]сей Савелов себе по рублю с человека да при[кащик И]льинского острог/л. 204/у Григорей Турчанинов по полтине с человека. Да он же, Григорей ис тех же их денежных окладов выворачивал подъячим по полтине ж с человека, а хлебным и соляным жалованием на 204 год не пожалованы ни по единому пуду. И в прошлом жа де 204 году марта в разных [числах] селенгинской де сын боярско[й] Петрушка Арсеньев к Андрею Бейтону приходил ли на двор и какие непристойные речи ему, Андрею Бейтону, говорил ли, и того он, Иван, не знает. А от него де, Петрушки Арсеньева, по Гришку Турчанинова никакой станицы селенгинских казаков не бывало. Да он же де, Петрушка, выходил ли на торг и просил ли паю ис пограбленых животов Василья Арсеньева у служилых людей себе и брату своему Стефану Стансупову, и про то он не знает, и ис тех вышеписанных животов покупал ли он, Петрушка, пай и за долги у кого брал ли, про то он не слыхал же. И научал ли кого он, Петрушка, про вино стольника и воеводы Антона Савелова, что в оставке в Троецком монастыре у игумна Мисаила, взять, и про то он научение не слыхал же и от Петрушки Арсеньева по то вино Антона Савелова селенгинских казаков никакой станицы не бывало, и говорил ли он, Петрушка, про дощаник, что поднимает ли де тот дощаник 300 человек, чтобы де на том дощанике итти в-Ыркуцкой, и таких речей он, Иван, не слыхал же. А селенгинские де казаки выбирали ево, Петрушку, к Москве в челобитчики и в посылке де он, Петрушка, был до Ильинского, и приехав де из Селенгинска казак Гашко Безрукой с товарыщи и у него де, Петрушки Арсеньева, в-Ыльинском челобитные неведомо почему взяли, и зачем ево в челобитчиках не послали, про то он не знает. А вместо де ево, Петра, послали в челобитчиках к Москве селенгинского казака Семена Краснояра. И в 204 году марта в 17 числе отряжено ли было удинских казаков по хлебные запасы в-Ыркуцкой и того ж ли числа приезжал ли из Селенгинска в Удинской казак Васька Тварогов с какою грамоткою и подал ли кому в полк и удинские де казаки написали ли от себя грамотку и послали ли в Селенгинской дв[ух] человек Алешку Уварова да Тимошку..., и про то [о]н [н]е знает [3—5] /л. 205/ не был. И марта ж в 19 день, как удинские служилые люди животы Василья Арсеньева по себе делили, и про то он, Иван, слышал, а им де, Ильинского острогу казакам, от удинских стрельцов паю не бывало. А откладывали ли они паи или нет, и отсталой какой товар в [о]собой анбар клали ли они или нет, и про то не знает же. И того ж де числа Ильинского острогу служилые люди в Удинской Стеньки Охеры с ведомостью о Гришке Турчанинове не посылали, ходил ли он, Стенька, с ведомостью собою, а не от служилых людей, и того ж числа збирались ли удинские служилые люди и без ведома Андрея Бейтона куда поехали ли, и про то он не знает же. И марта ж в 20 день прибежав де в-Ыльинской острог поутру удинские стрельцы, а сколько человек, того он не упомнит, и привяз[а]в де они лошадей своих на гостине дворе к лавкам, а иные сво[их] лошадей по подворьям, и Гришку Турчанинова в дому ево с[л]ужилые [л]юди осади[ли, а с ним во дворе] были в осаде шурин ево Петрушка Федоро[в], и подъячей Фетька Котюрев, и Емельян Паникадильщиков, и иркуцкой Ивашко Бечевин были ж, и в осаде они сутки сидели. И марта ж в 20 день ис Троецкого монастыря игумен Мисайло в-Ыльинской приезжал, а служилых людей уверял ли он или нет и служилые люди на себя ему, игумену Мисайлу, давали ли обещание, чтоб ево, Гришку Турчанинова, не убить до Удинского, и такого уверения от игумна и обещ[а]ния от служилых людей он, Иван, не слыхал [же]. И как де Гришку Турчанинова игумен Мисайло взяв в церковь и удинские де стрельцы и селенгинские служилые люди, которые живут в-Ыльинском и по деревням Ильинск[ого] острогу служилые люди, поговоря меж собою и з[а] многие ево Григорьевы обиды и налоги и за воровство ево с приказу ево, Григорья, ссадили, и вышед он, Григорей, с-ыгумном из церкви и взяв ево, Григорья, на гостине дворе посадили в приказную избу за караул, а не в железах и не вязали. /л. 206/ И в то ж де число приезжал в-Ыльинской острог селенгинской ясашной брацкой мужик имянем Брятай с селенгинскими ж брацкими людьми, и им де, селенгинским служилым людем Ивашку Оленину с товарыщи, извещал на ясашного зборщика на Матфея Иванова с товарыщи в том: берет де он, Матфей, ясак великого государя з брацких людей не по указу, с-ыных брацких мужиков возьмет ясаку много, а с-ыного мало, а с подростков де имал он, Матфей, себе. А возил де он тот ясак домой, и поныне де у него на дому.
И по тому их извету Ильинского острогу служилые люди с караулу к нему, Матфею, на дом ходили. Ясашных белок за ево Матфеевою печатью, а сколько числом десятков, того он, Иван, не упомнит, выняли и принесли в приказную избу и отдали приказные избы целовальнику Алексею Красикову. Да в прошлом же де 204 году селенгинские ж де ясашные тынгусы Ивашко да… дайко извещали в-Ыльинском остроге Ильинского острогу служилым людем, ему, Ивану Оленину, Семену Тархову, Василь[ю] Шемякинскому, Степану Охере, Онике Моисееву, Петру Феину, Алексею Емельянову на прикащика на Григорья Турчанинова в том: взял де он, Григорей, на дому 4 рыси да 2 коня, а ясашных платежных отпис[ок] им, тынгусам, не дал. И они де, служилые люди, по извету тынгусов об тех рысех ему, Григорью Турчанинову, говорили, и он де, Григорей, держав у себя рыси дни с 3, и ночью призвал к себе целовальника Алексея [Красикова и те рыси велел ему, целовальнику, положить в казну великого государя. А те ли он рыси отдал или не те, и про то они допряма не ведают. И за то ево Григорьево воровство с приказу переменили. А которые с ним в осаде были и посторонных людей Ивашку Иевлева, Ваську Шемякинского не бивали, а целовальника Матфея Иванова за то, что он ясак берет на дому и в приказ долгое время не приносил служилые люди бранили, а не били и в-Ыльинском де прикащиком селенгинские и Ильинского острогу служи/л. 207/лые люди до указу великого государя Стефану Казанцу на приказе быть велели, а удински[е] стрельцы с ним, Стефаном, на приказе велели быть [Ива]ну [Но]викову, а не по выбору. И на другой де день послана из-Ыркуцкого от стольника Афонасья Савелова указная память к нему, Стефану Казанцу, что быть ему, Стафану Казанцу, по указу великого государя на приказе в-Ыльинском остроге, и он де, Стефан, был в-Ыльинском остроге на приказе по указ[у] великого государя и до перемены. И по указу великого государя и по той указной памяти служилые люди в[о] всем были ему, Стефану Казанцу, послушны. И того ж де числа у Василья Арсеньева вина дву ведер не имывали и не пивали и никого он того вина пьючи (?) не видал, был де в то число государев кабак, и за ним де, Васильем Арсеньевым, служилые люди не гонялись до Кудуринских деревень и никого он за ним в погоне не видал же. А иркуцких де приставов в-Ыльинском в то число он, Иван, не видал и Афонасья Савелова лошадей у них не имывали и их за караул не садили. И марта ж в 20 день из Селенгинска де в Удинск служилые люди, конница и пешцы, сколько человек приезжали и из Удинского в-Ыльинской острог к тем же служилым людем на подсоб ездили ли и пешцы в Удинску оставались ли, и про то он не знает же, и селенгинских казаков в приезде не видал. И марта ж в 23 день, как из-Ыльинского в Удинской повезли не в железах прикащика Гришку Турчанинова удинские служилые люди Данилко Фык, Иван Копейшиков, Нефет Цынков с товарыщи, а хто по имяни и хто у них был в начале, и пр[о т]о он не знает, и про убийство ево Григорьево ни от кого от [слу]жилых людей никакой речи не слыхал и убить де ево, Григорья, было не за что, потому что было де на нем, Григорье, много государевых начетных денег, и в сидение ево он был не считан. А как ево, Григорья, в Удинской привезли и была ли ему встреча и стреляли ли хто из санапалов и чем хто на него поносил ли и в пустое зимовье ево садили ли и своим ли они самовольством свели ево, Гришку, в город Удинской и посадили ли ево за караул и Андрея Бейтона в город того дни пустили ли и впредь ему ходить велели ли и идучи дорогою Петрушка Арсеньев к Гришке Турчанинову [подскакивал ли, /л. 208/ в глаза что ему, Григорью, поносил ли и небылые речи ему говорил ли, бутто де то ему, Гришке, все от него, Петрушки, и про то про все он, Иван, не знает, [по]тому что в Удинской за Гришкою Турчаниновым не ездил и селенгинских и ильинских казаков ездучи с ним, Гришкою, не видал же, и приходил ли в Удинском Петр Арсеньев на подворье атамана Стефана Ст[ан]супова и отбил ли он сильно коней и удинские и селенгинские казаки писали ли в-Ыркуцкой к казакам и об чем списывались ли, и про то не знает же. И приходил ли он, Петрушка, на двор к Афонасью Пьян[к]ову, и что на Андрея Бейтона поносил ли, и чем ему угрожал ли, и послана ли была из-Ыркуцкого в Удинской от Афонасья Савелова к Андрею Бейтону указная память о пропуске торговых людей без осмотру и об осмотре товаров их и в Удинску торговые люди подавали ли ему, Андрею Бейтону, в проезд до Нерчинска ярлыки без осмотру, и удинские де служилые люди дали ли торговых людей осматривать и в городовое и анбарное строение брать с них велели ли, и про то про все не знает [же]. И как удинские служилые люди взяли животы Василья Арсеньева и впредь кого грабить хвалились ли и Андрею Бейтону от такова грабежу унять их было возможно ли, и указу великого государя служилые люди были послушны ли и к[ого о]слопьем хотели ли бить насмерть, и в воду кого б[рос]ать, и про то про все не знает же. И апреля в 17 день, как приезжал в Удинской протопоп Петр да Иван Перфирьев и удинские де служилые люди пятидесятник Моська Борисов да Данилко Фык говорили ль такие речи: бутто они, удинские служилые люди, иркуцкому воеводе Афонасью Савелову хотели быть непослушны и просили ли иркуцких жителей побить их и пограбить и запасы их имать, и которые торговые люди отпущены были в Китайское государство по грамотам, и у тех де торговых людей удинские стрельцы просили ли сказок в неволю об ыркуцких обидах и в налогах, а буде им торговые люди таких им сказок не дадут, и тем людем угрожали ли быть, и про то он, Иван, не знает же. И приехав в-Ыркуцкой служилые люди п[ох]валились ли воево[ду] Афонасья Сав[е]лова ... [3—4] /л. 209/ и про то не слыхал же.
И в прошлом де 204 году, как пописав селенгинские и удинские служилые люди меж собою письменные договоры о вышеписанном добром деле, а не к бунту и к грабежу, и теми де договорами меж собою поменялись, селенгинской договор у удинских служилых людей, а удинской договор у селенгинских служилых людей, и по тому де договору в Селенгинску служилые люди нужд своих ради не хотя голодною смертию помереть и государевы службы отбыть, которые недостаточные казаки взяли животы стольника Афонасья Савелова и по себе поделили, а которые де понарочитие служилые люди животов имать не хотели и об том де дели съезжались в Селенгинской на совет, и посоветовав, не хотя недостаточных служилых людей покинуть, чтоб им за хлебною скудостию государевы службы не отбыть и врознь не розбрестися и государевых украинных городов не покинуть, ис тех Савеловых животов пай взяли ж, и по чему паи доставались на человека, и того он, Иван, не упомнит. А пай свой продал он, Иван, для своей хлебной скудости гулящему человеку дешевою ценою. А меж собою служилые люди хто покупал ли пай и хто кому продавал ли, и про то он не знает и ни у кого покупаючи паев не видал. А Антошка де Березовской ходил в-Ыркуцкой по хлебные запасы начальным человеком по памяти от приказного Остафья Перфирьева, а не по казачью выбору, и от приказу для какова дела в Селенгинску выносил ли хто лутчее государево знамя с орлом и под тем знаменем сажался ли хто по донскому и Гашка Безрукова хто батоги и за что били ли и по чьему велению и в которые дни, и про то он не знает, потому что он, Иван, в то число в Селенгинску не был.

На лл. 203 об. — 209 об. по сставам и на л. 209 под текстом рукоприкладство: К [сей ро]зыскной скаске вместо [Ивана Оленина] по его велению усолец Исачко... руку приложил.

ЦГАДА, ф. Сибирский приказ, стб № 1697, лл. 203 — 209

Воспроизводится по:

В.А. Александров МАТЕРИАЛЫ О НАРОДНЫХ ДВИЖЕНИЯХ В СИБИРИ В КОНЦЕ XVII ВЕКА. Археографический ежегодник за 1961 год. М. 1962

Категория: Акты исторические 1699г. | Добавил: ostrog (03.05.2012)
Просмотров: 2261 | Теги: острог, сын боярский, селнгинский, Москвитинов, арсеньев, Оленин, казак, распросные речи, служилый, Ильинский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]