Главная » Документы » Акты исторические 1690 -1699гг. » Акты исторические 1699г.

1699.08
[1699 г. август] — Расспросные речи удинского стрелецкого пятидесятника И. Алемасова о восстании в Удинском остроге и о других событиях, связанных с восстанием забайкальских острогов


/л. 83а./ Того ж числа удинских стрельцов пятидесятник Иван Алемасов допрашиван в Удинску на съезжем дворе пред иркуцким сыном боярским пред Андреем Савельевым сыном Москвитиновым с товарыщи, а в допросе в божию правду сказал.
В прошлом де 204 году били челом великому государю, а в-Ыркуцку подали за руками челобитную в приказной избе стольнику и воевод[е] Афонасью Савелову удинские полковые стрельцы Ильинского острогу на прикащика на Гришку Турчанинова в том: был де у него, Гришки, в-Ыльинском заказ, чтоб удинских стрельцов в-Ыльинском на слеги не пускать и хлебных запасов не продавать, и он де, стольник Афонасей Савелов, ему, Гришке Турчанинову, против челобитья удинских стрельцов никакова указу не учинил и с приказу не переменил. Да он же, Григорей Турчанинов, завел многие винные курени и вино на поварнях и на куренях сидел и множество хлебных запасов выжег и в Удинской хлебных запасов не пропускал, и от того в Удинску почали голодною смертию измирать. И будучи де ему, Ивану, в Удинску в зимовье своем с артельщиками почали обедать и пришед де к ним к зимовью под окно удинской стрелец Данилко Фык с товарищем, а хто с ним был, того не упомнит, а в руках де у него, Данилка, палочка. И почал де из зимовья ево, Ивана Алемасова, с артельщиками звать на совет на берег к Уде реке, и он де, Иван, ему, Данилку, говорил, что де у вас /л. 84/ за советы и к чему. И он, Данилко Фык, говорил ему, Ивану Алемасову: в честь де ты, Иван, пойдеж ли на совет, а не в честь итти ж де будет. И он де, Иван Алемасов, покиня обедать с артельщиками пошли к ним на совет на берег, а на берегу де их седит удинских стрельцов десятка с три и больши, пятидесятник Моська Борисов, Петрушка Каинов, а иных, которые с ними на совете, знает он, Моська Борисов, да Петрушка Каинов, Данилко Фык, а он де, Иван Алемасов, имян их не упомнит, и которые де старые казаки нарочитые люди и он, Иван Алемасов, почали их, Моську Борисова и Данилка Фыка, с товарыщи от таково бунту и мятежу разговаривать. И они де почали угрожать и бить палками насмерть и старого казака Илью Иванова в то число палками били насмерть за то, что их от такого злого начинания розговаривал. И говорят де они: добром де вы пойдите ли имать и делить животы Василья Арсеньева, а буде не пойдите, и они де хотели гнать палками и бить насмерть. И боясть де их угрозы и смертного убийства многие пошли в неволю имать животы Василья Арсеньева, а он было де, Иван Алемасов, не хотя такого злаго дела учинить и животов имать остался на бревнах на берегу, и увидя де ево, Ивана, Данилко Фык, взявши ево, Ивана, за руку и угрожая палкою и смертным убийством повел ко взятке животов Василья Арсеньева и взявши де животы у Василья Арсеньева положили было в [о]собой анбар за свои печати и караул до указу великого государя. И в тех же числех месяца февраля умысля они, Моська Борисов с товарыщи, те взятые животы Василья Арсеньева по себе поделить, а старые де казаки от того их розговорить и унять было невозможно, также и из новоприборных стрельцов от того мятежу унимали многие и розговаривали и никоими делы унять их было невозможно, и поделя де те взятые животы по себе досталось ему, Ивану Алемасову, 50 горностаев, /л. 85/ полтораста белок, 2 пупка собольих. А тот пай продал он, Иван Алемасов, для нужды своей промышленным людем, а как де их зовут имяны и про то он не знает, и про казачьи паи, хто кому продавали и хто у кого покупал, и про то он не знает же. А взяли животы и по себе делили, для того что де стольник Афонасей Савелов денежным и хлебным жалованием были не пожалованы, а никакова у них, казаков, намирения не было. А письменные де крепости меж собою с селенгинскими казаками были писаны о добром деле, а не к бунту и не грабежу, а где они ныне те письменные крепости, и про то он не знает и у него, Ивана, не бывали, а войсковая де коробья у Алексея Княжева. А удинских де жителей тои Прокопья Хайдукова и Матфея Толмачева он, Иван, не грабливал. А по довуду де Гришки Барташева у Прокопья Хайдукова что было взято, и то де знают удинские стрельцы, хто у него имал, за то — бутто он, Прокопей, завладел войсковых животов, которые животы взяты были у Василья Арсеньева. А он де, Иван, в то число был в-Ыркуцком, ходили по хлебные запасы. А как де они, Иван Алемасов да Моська Борисов, из-Ыркуцкого перешед за Байкал море на Селенгу, и Моська де Борисов з дощаника с товарыщи ездил в деревню к-Ывану Новикову, и он де, Моська Борисов, из деревни Ивана Новикова послал Алешку Уварова, а с кем, про то не знает, и велел ли приказного Андрея Бейтона за караул посадить или нет, про то он, Иван, не знает, а от него, Ивана, посылки в Удинской не было. А как де пришли в Удинской на запасных дощаниках и ево де, Андрея, с приказу неведомо по какому указу самовольством переменили и указных памятей от Афонасья Савелова не послушали, а на то ево Андреево место по заручному казачью выбору велели быть на приказе пятидесятником Максиму Посельскому да Моисею Борисову. И Максима де Посельского дворовой ево тетина Ганка Безпутин сказал на Максима Посельского дело, и за то ему, Максиму Посельскому, от приказу было отказано. И после де ево, Максима, был на приказе один Моська Борисов самовольством, без выбору и многие де служилые люди просили было собой выбор на Моську Борисова, /л. 86/ и казаки де собого выбору на Моську Борисова не дали. И был де в Удинску из-Ыркуцка протопоп Петр да иркуцкой отставной сын боярской Иван Перфильев и с ними служилые люди, и в Удинску служилых людей угаваривали, чтоб де они служилые люди от злого начинания престали и удинские служилые люди к нему, протопопу Петру и Ивану Перфильеву, посылали с выговором пятидесятника Семена Сенотрусова и велели де ему, Семену, говорить: зачинает де злое дело стольник Афонасей Савелов, а не удинские стрельцы, потому что де он, стольник, удинским служилым людем денежного и хлебного жалования не дает, а служилые де люди ослушны не чинились и во многолюдстве в-Ыркуцкой итти не хотели и иркуцких жителей побить их насмерть и пограбить не хотели, и как казаки захотят, так и живут и делают и того не говаривали. А великого государя денежным и хлебным жалованием до ево Афонасьева приезду на прошлой 203 год были пожалованы, а при нем, Афонасье, с приезду ево на 203 и на 204 годы удинские стрельцы были сполна не пожалованы. И в прошлом де 204 году марта в разных числех к Андрею Бейтону на двор Петрушка Арсеньев приходил или нет и говорил ли ему какие непристойные речи и посылал ли он, Петрушка, какую свою станицу селенгинских казаков по Гришку Турчанинова или нет, и про то он, Иван, не знает, и выходил ли он, Петрушка, на торг и просил ли у служилых людей паю ис пограбленых животов Василья Арсеньева себе и брату своему Степану Стансупову, и про то он, Иван, не знает же. И покупал ли он, Петрушка, ис тех вышеписанных пограбленых животов у кого пай и за долги брал или нет, и про то он не знает же, и говорил ли он, Петрушка, и научал ли про вино стольника Антона Савелова, которое в остатке в Троецком монастыре взят и про ево Петрушкину станицу и про посылку ево по то ж вино и про дощаник, которой стоял в прорве и про подъем дощаника и про ходьбу на том дощанике служилых людей в-Ыркуцкой и про то он, Иван, ничего не знает, /л. 87/ а селенгинские де казаки Петрушку Арсеньева в челобитчики к Москве выбирали, а зачем ево в челобитчиках не послали, и про то он не знает. И в прошлом де 204 году марта в 17 числе приезжал де из Селенгинска в Удинской селенгинской казак Васька Творогов з грамоткою, а что в той грамотке было писано и кому в полку грамотку подал, и про то он не знает, и из Удинского де в Селенгинской посылал ж грамотку ис полку об чем, про то не знает же. И послали в Селенгинской с Алешкою Уваровым да с Тимошкою Назаровым и где та селенгинская грамотка поныне, и того он, Иван, не знает. И марта ж де в 19 день удинские служилые люди пограбленые животы Василья Арсеньева меж собя поделили, а на селенгинских да ильинских служилых людей пай откладывали или нет, про то он не упомнит. И того ж де числа из-Ыльинского в Удинской ильинской казак Стенька Охера неведомо для какова дела приезжал и ему де, Стеньке Охере, паметно ему, Ивану, пай дан — лошадишко. И того ж де числа с вечера служилые люди, а сколько человек, и про то он не упомнит же, без ведома ли ево, Андреева, или своим с умыслом ездили на лошадях в-Ыльинской острог, а приехав де в-Ильинской к приказной избе коней привязывали или нет и Гришку Турчанинова в дому осадили или нет, и с ним, Гришкою, были ли в осаде шурин ево Петрушка Федоров да подьячей Федька Котюрев, да Емелька Паникадилыциков, да Ивашко Бечевин Меньшой и сидели ли они сутки в асаде, и про то он, Иван, не знает. И марта ж в 21 день ис Троецкого монастыря игумен Мисайло в-Ыльинской острог для уверения служилых людей приезжал или нет, чтоб Гришку Турчанинова не убить до Удинского и служилые де люди дали ему, игумену Мисайлу, обещание, что ево, Гришку, не убить до Удинского, и ево, Гришку, взяли или нет и вязали ли и садили ли в железах за караул в приказную избу, и кои с ним в осаде были били их насмерть или нет и прикащиков Ивашка Новикова и Стеньку Казанца по своему ли выбору садили на приказ или нет и два ведра вина роспили или нет и за Васильем Арсеньевым верст с 30 гонялись или нет и у иркуцких /л. 88/ приставов Афонасья Савелова лошадей взяли или нет, и их приставов за караул садили или не садили, и про то он, Иван, не ведает. А из Селенгинска де в Удинск служилые люди Алешка Ильин с товарыщи много ли или мало приезжали и конница де ездила ли из Удинского в-Ыльинской на подсоб, и про то он не упомнит. И марта ж в 23 день приехали из-Ыльинского в Удинской удинские и селенгинские из Ильинского острогу служилые люди на последнем часу дни и с собою привезли прикащика Гришку Турчанинова и которые были у него, Гришки, животы и лошади и платье, а что животов и лошадей и платья, и того он не упомнит, и тот де ево живот и платье и лошади было на выкличке, а не по паям, и ту ево лопоть и лошади покупали меж собою служилые люди кому что понадобится, а хто имяны покупал, того не упомнит. И многолюдством у часовни стретили ево, Гришку Турчанинова, и смотрели и иные на него поносили всячески, а позади Гришки Турчанинова неведомо хто из било санапала выстрелил. И водили ево, Гришку, в железах в пустое зимовье, а от зимовья самовольством свели ево, Гришку, в Удинской город и в железах посадили за караул в караульную избу, и Андрея Бейтона того дни в город не пустили и после ходить к нему, Григорью, не велели. И Петрушка де Арсеньев с ним, Гришкою Турчаниновым, шли вместе поблиску, а говорил ли ему Гришке, что и поносил ли на него, и того он не слышал. И удинские де служилые люди ево, Гришку Турчанинова, от убийства отложили до указу великого государя. А говорил ли он, Петрушка, что б ево, Гришку, погубить и до указу великого государя не держать, и тому де бутто заглянуть в пазуху, которой седит и в-Ыркуцком, и того он, Иван, от него, Петрушки, не слышал же. И марта же в 24 день в Удинску с под ворья Степана Стансупова у работника ево Ивашки Филипова Петрушка Арсеньев отбил ли сильно 4 лошади или нет и Казы/л. 89/ева работник Мишка Кособоров те лошедей в бору нашел или нет, про то он не знает, только он, Иван, видел у приказу привязаны 2 лошади, а чьи те лошади и хто их привел и где они взяты, и про то он не знает. И Петрушка де Арсеньев приходил ли к приказу с селенгинскими казаками и тех лошадей у караульщик[ов] отбил или нет, и к приказу рычагом бросил или нет, и про то он не знает же, и удинские и селенгинские казаки писали ли в-Ыркуцкой к казакам и об чем списывались ли, и про то он не знает же. И Петрушка де Арсеньев к Афонасью Пынкову приходил или нет и на Андрея Бейтона поносил ли или нет и угрожая ему говорил ли: то ж де будет и Андрею Бейтону, что де и Гришке Турчанинову, и про то он не знает же. И марта ж в день* послана ль из-Ыркуцка от Афонасья Савелова указная память к Андрею Бейтону о торговых людех, о пропуске в проезд в Китайское государство с товары и велено ли ему, Андрею, у тех торговых людей товары их осматривать, и про то он не знает же. И марта ж в розных числех явились ли в Удинском торговые люди и подали ли ему, Андрею Бейтону, от Афонасья Савелова в проезд ярлыки без осмотру до Нерчинска, и про то он не знает же. И удинские де служилые люди торговых людей Андрею Бейтону осматривать не дали и в городовое и анбарное строение с них брать не велели. И марта ж в 17 день в Удинску как забунтовали удинские служилые люди, и Андрею Бейтону от такова их бунту унять было невозможно и указу великого государя учинились сильны, и которые старые и новые казаки не хотели к такому бунту пристать, и тех каза[ко]в на базаре Гришку Бармакова да подьячего Моську Посельcкого занапрасно палками били насмерть, а иных хотели бросить и в воду, а про Андрея Бейтона он, Иван не знает. И которые де торговые люди отпущены были в Китайское государство по грамотам, и у тех торговых людей удинские казаки просили ли сказок в неволю в том — какие им были /л. 90/ протори и убытки в-Ыркуцком, и про то он не знает же.
И приехав де в-Ыркуцкой стольника Афонасья Савелова и иркуцких жителей грабить не хвалились и назад де идучи будучи на Селенге з дощаника поехал наперед Моська Борисов, и в Кабанском и в-Ыльинском переменял ли он, Моська, приказных людей или нет, про то он не знает же, потому что он, Иван, шел на дощанике. А в нынешнем де 204 году в Удинску в государеве избе за приклад [...1] речь у Тита Камочкина говорил де он, Тит: прошлое де дело, как де были казаки в-Ыркуцком, как бы де иркуцкие казаки почали наших удинских казаков хватать и в город имать и удинским де стрельцом и по нужде было с одного конца рубить, а з другово жечь. А про Якунку де Корытова и в приходе под городом с огнем он, Иван, у Тита Камочкина таких речей не слыхал.

ЦГАДА, ф. Сибирский приказ, стб № 1697, лл. 83а — 90.

Примечания:

* Число в документе пропущено.

Воспроизводится по:


В.А. Александров МАТЕРИАЛЫ О НАРОДНЫХ ДВИЖЕНИЯХ В СИБИРИ В КОНЦЕ XVII ВЕКА. Археографический ежегодник за 1961 год. М. 1962



Источник: http://распросные речи,удинский,стрелецкий,пятидесятник,Алекмасов,восстание,острог,забайкальский,Москвитинов,Савелов,Бейтон
Категория: Акты исторические 1699г. | Добавил: ostrog (03.05.2012)
Просмотров: 1378 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]