Главная » Документы » Акты исторические 1690 -1699гг. » Акты исторические 1699г.

1699.07

1699г. июля — Показание Русских купцов Ивана Саватеева с товарищами, о пребывании их по торговым делам в столичном Китайском городе Пекине.

Список со сказок слово в слово торговых людей гостиной сотни Ивана Саватеева с товарыщи.
207 году, июля в день, в Нерчинску в приказной избе перед столником и воеводою Иваном Самойловичем Николевым да с приписью перед подьячим Лукою Кочмаровым купецкие люди гостиной сотни Иван Саватиев, по указу великого государя, допрашиван, а в допросе своем сказал: по указу великого государя, по грамотам, был де он для торгового промыслу в Китайском государстве в короване с купчиною с Спиридоном Лянгусовым, и в новоосвященной церкви были не по одно время и литоргию Божию слушали; а та новоосвященная церковь в Китайском государстве стоит во граде Пежине к востоку на правой руке в угле града у стены, а у топ церкви устроена слобода Руским людем, которые живут в Китайском государстве, и сообщилась та слобода с их Китайскими жилецкими дворами; да близь той церкви учинены великие земляные ограды, а окладены в высоту аршина по 3, и в тех де оградех переграды земляные, а в них держат корованных Руских и Мунгалских коней табуны; а от посолского [293] двора до той церкви по намерению будет версты с две. А у той де церкви литоргисает священник Максим; и сказывает, что ему литоргисать невозможно, для того что де он при древней старости и очами скорбен, а дьячков де у церкви с ним попом нет, толко де сын его грамоте учен и у церкви де ему помогает; а церковной староста Дмитрей Григорьев, и он де не женат, да он же и просвиры печет, а грамоте де он не учен. Со Спиридоном Лянгусовым был протопоп Василей Александров и литоргисал не по одно время. И к той церкви к литоргие с посолского двора людей отпущают, и за ними посылаютца служилые люди человека по три и по четыре (1). Служилые люди, когда бывает пение, в притвор приходят и шапки снимают и смотрят; а со стороны иных иноземцов бывает малое число и посмеяния де никакого нет. А к которой вере они склоннее, того де оне не знают; толко де слышно, что многие иноземцы повсядневно приходят к езувицкому костелу и написанным образом покланяютца не крестясь, земными поклоны, по трижды. А нашего христианского закона в Китаях мужского полу и женского и с детми их человек с 30, а про то число людей слышно было от церковного старосты Дмитрея. А книг де про церковной обиход у них есть; а в церкве толко святых икон много, иного никакого здания и украшения нет. А мертвых погребают за городом, от той церкви версты с две, на поле. Также инии Китайцы в граде Пежине мертвых не хороняют, всегда вывозят вне града, а в тех местах их Китайских людей рощи и дворы; а к погребению о выносе из города никаких заповедей нет. А по выезде из Китай у Калганской стены в городе Калгане крестился Китайской купецкой человек Сахантю, что казну великого государя покупал и каковы у них браны товары; а во крещении принимал его купчина Спиридон Лянгусов, а имя ему дано Симеон. Да с ним крестился Калганского города знатной же человек, а во крещении его принимал целовалник Петр Дружков, а имя ему дано Федор. Да в след в корован приезжал из Калгана к 50 юртам, а езду к юртам 3 днища, Калганской житель, человек новокрещеного Федора Петрова, и крестился; во крещении принимал гостя Гаврила Никитина прикащик Иван Демидов. А будучи в Китаях, Руской товар продавали: белку по 55 лан, горностаи по 16 и по 15 и по 14 и по 13 и по 12 и по 11 и по 10 лан, песцы по 20 алтын, корсоки по 16 алтын по 4 денги и по 13 алтын по 2 денги, лисицы красные по рублю с полтиною, рыси по 5 рублев и по 4 рубли рысь, мехи ушканьи по 3 рубли мех, кож красных по 3 рубли кожа, сафьяны по 2 рубли. А у покупки товаров Китайские купцы, всех 8 человек, знатно что меж себя сговорились и цены Руским товаром мелочником знать не дали. Китайские товары принимали: камки средние по 5 рублев, болшие по 7 лан, китайка по 3 ланы тюнь; а которое по торгу у них довелось имать серебро, и то от них серебро шло смешано с медью и знаков никаких на том серебре нет, и такого серебра, кто не досмотрил, было от них много. А торги были против прежняго с умалением, и впредь по чему будут товары в продаже, на одно золото и серебро будут ли, того они не знают, и многое число Руских товаров на золото и серебро променять у них невозможно, потому что золото у них дорого и крепко, потому что малое число приносят. А сколко де Китайских товаров всяких с ними в Нерчинск вышло, итем де они Китайским товаром подали в таможню, за руками, роспись. А дорогою [294] идучи в царство с Науна, сена покупали дорогою ценою, а в иных местех из колодцов и воду покупали, а дрова покупали ж. А налог от заргучеев в пути до царства и назад из царства не было. В царство идучи, провожатых было малое число, а из царства провожатые были и караулы около табор и табуна были ж. Будучи в Китайском государстве, корму давано на человека по дину, а по весу в Руской вес, то приходит менши Фунта. А впредь нынешней цены от умножения Руских товаров цена будет болши или менше, того они не знают. А каковы Китайцы к их коровану в приеме и отпуску являлись, того де они не знают, а знает де про то купчина, и никакого де повеления от них тамошнего не знают же, толко де оне знают в купеческом деле толко де в розговорех от Китайских купецких людей, что де корованы приходят к ним часто, для того де и Руских товаров многое число и цена становитца меншее; а естлибы де корованы приходили через год или через два, и Руским бы де товаром цена была выше и им бы де Китайским купецким людем товары продавать было способнее. А война с кем у Китайцов есть ли и для чего хан к морю пошел, про то де оне не знают. А по торгу серебро и золото от них в торг бывает с трудностию, толко оне болше в торгу уваливают на мену камками. А как купчина Спиридон Лянгусов к посолскому двору ехал, и с ним ехал заргучей да подьячей да бошка, которые приезжали на Наун, а иных болши того людей Китайских не бывало. И ведомостей де Китайских никаких не ведаем и не слыхали, для того что де мы не для ведомостей ездили, а ездили де мы для торгу; а поволности де им никакой в торгу не было для того, что торгуют де они их мужики Китайские, а не так что кто хотел, то купил и продал; а обиды и помешки в торгах были при прежнем, а оскорбления никакого им не учинилось и задержки не чинили. А в степи никаких вестей не бывало и не слыхали. А позади подлинной пишет: к сей сказке Ивашко Саватеев руку приложил.

А в допросе мещанина Николая Иванова показано:
Как де литоргисал литоргию протопоп, и в то де время Китайцов приходило человека с 4, смотрят и шапки снимали, а иные в шапках, а пения слушали, а иныя и кланяютца по Рускому обычаю, и посмеяния от них никакого не было. А Китайцы де мертвых хоронят, вывозят из города вон, на степе, а иные де меж собою жгут.

Из рукописи, содержащей в себе списки актов Нерчинскаго архива.

Примечания:

(1) За сим в рукописи написано: и те во время торгу и никогда иноземцов за нашими не бывает.

Воспроизводится по:

Дополнения к актам историческим, 1867г, т. 10, СПб., № 67 Акты о сношениях и военных действиях с Китайцами и Монголами, XXXV с.292 — 294.

Стиль, пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.

Сетевая версия – В. Трухин, 2013

Категория: Акты исторические 1699г. | Добавил: ostrog (09.02.2013)
Просмотров: 2053 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]