Главная » Документы » Акты исторические 1690 -1699гг. » Акты исторические 1696г.

1696.07.18


1696 г. [18 июля]Челобитная жителей города Иркутска и подгородных слобод и деревень об осаде города забайкальскими казаками

/л. 26/ Великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем бьют челом богомольцы и холопи и сироты ваши Иркутцкого города протопоп Петр Григорьев, поп Иван Пантелейманов, дьякон Иван Васильев и все церковные причетники, и дети боярские, имя рекли, пятидесятники и десятники, имя рекли, и рядовые казаки, посадские, староста, имя рек, и пашенные крестьяне и всего Иркутцкого города и уезду розных слобод и деревень и заимок.
В нынешнем, государь, 204-м году майя в 19 день, умысля воровски, забыв страх божий и ваше, великих государей, кресное целование и премногую милость и жалованья, прежние воры и грабители и бунтовщики1 Селенгинского, Удинского городов, и Ильинского, Кабанского2 острогов из заимок служилые люди, конные и пешие казаки, и полковые стрельцы, которые в прежних годех по вашему великих государей указу присланы из сибирских разных городов служить в Удинской и в Селенгинской городы, приплыли из-за Байкала моря на дощанике человеках в двустах и больши с ружьем, з знамены, з барабаны, во всякой готовности, бутто к воинскому делу, не по прежней обыкности3, и недоплыв Верхнего Креста, выше города, пристали к берегу и вышли из дощаника4 на берег с ружьем и знамены и барабаны стройством умысля воровски в кругах они, удинские и селенгинские, Кабанского и Ильинского острогов служилые люди Антошка Березовской, Сенька Краснояр, Моська Борисов, Ивашко Алемасов, Емелька Паникальщик, Куземка Кудреватой, Ивашко Пинега, Данилко Фык с товарыщи во многолюдстве /л. 27/ пришед бунтом к городу и к вашему великих государей5 двору, где живут воеводы с всяким невежством не по прежней обыкности, и просили у вашего великих государей стольника и воеводы Афонасья Тимофеевича Савелова при нас, богомольцах и холопех и сиротах ваших, при всех разных городов всяких чинов людех, хлебного и соляного жалованья впредь на 205-й год к прежним их дачам в додачи, и дощеников под хлебные запасы. И ваш великих государей стольник и воевода Афонасей Тимофеевич Савелов приняв у них, удинских, селенгинских, Кабанского и Ильинского острогов служилых людей, челобитные и отписки и велел им отвесть дощеник со всякими дощеничными припасы, и велел им ваше великих государей хлебное жалованье имать на Белой [реке] в Бельском и в-Ыдинском острогах и на Олонке, которые хлебные запасы в приеме были у селенгинских целовальников, а денежное ваше, великих государей, и соляное жалованье велел им имать в додачю к прежним их дачам на 204-й год в-Ыркутцку, а впредь на 205-год пожалованы де вы будете из-ыркутцких доходов.
И майя в 20 день они ж, удинские и селенгинские, Кабанского и Ильинского острогов служилые люди, пятидесятник Антошка Березовской, Моська Борисов, Ивашко Алемасов, Емелька Паникадильщик, Данилко Фык с товарыщи, человек в двухстах и больши, умысля воровски, пришли вдругоряд к воевоцкому двору з дубьем, хотя прежнее свое воровство и грабительство покрыть, что они будучи в Удинску и в Селенгинску грабили многие животы и скот у всяких чинов людей и кричали у воевоцкова двора к кругу, все они, Антошка Березовской с товарыщи, учинясь вашему великих государей указу и стольнику и воеводе Афонасью Тимофеевичю Савелову во всем непослушны и от государева дела отказывали /л. 28/ и говорили грацким людем и нам, холопем и сиротам вашим, вы де ево, стольника и воеводу, в приказную избу не пускайте, а их бы де пустили в город многолюдством6, чтоб ево своим насильством без вашего великих государей указу от места с воеводства ссадить7 и посадить своего выборнова воеводу. И ваш, великих государей, стольник и воевода Афонасей Тимофеевич Савелов, видя такой их воровской умысел и бунт, в приказную избу не пошел и их таким многолюдством в город не пустил. И оне почали кричать и нам, богомольцам и холопем и сиротам вашим, говорить — знаем де мы на него, воеводу, ваше великих государей дело и измену. А какое ваше государево дело и измену, того они подлинно нам, богомольцам и холопем и сиротам вашим, не сказали. И бутто стольник и воевода Афонасей Тимофеевич Савелов сидит в городе с воровскими ссыльными людьми и чтоб нам, богомольцам и холопем и сиротам вашим, всем иркутцким жителем быть ему, воеводе, непослушным и в приказ ево не пускать и от государевых дел отказать. Да они ж, удинские и селенгинские, Кабанского и Ильинского острогов служилые люди и полковые стрельцы пошед из-Ыркутцка на дощениках на низ Ангары реки, и, будучи в Бельском и в-Ыдинском острогах, умысля воровски и хотели нас в-Ыркутцку таким своим воровским умыслом и бунтом всяких чинов людей возмутить и ко всякому дурну к себе к такому ж бунту и воровству приобщить, и, учиня нам, богомольцам и холопем и сиротам вашим, великое разоренья, подговорили к себе на дощеники у иркутцких Иркутцкого присуду у всяких чинов жителей холопей8 и ясырей крещеных и православных9 и руских з женами и з детьми и с покрадеными нашими животы и полковых стрельцов, которые оставлены были10 в-Ыркутцком для малолюдства, прельстя к своему воровству на дощеники к себе принимали и домы у всяких чинов жителей, у детей боярских и у нас,11 холопей ваших, всякие наши животы, и рогатой скот и хлеб весь пограбили /л. 29/ без остатку и дворы их и мельницы разорили наругаючись всячески. Иркутцких служилых людей казаков девяти человек, которые посланы были на низ Ангары реки с указною памятью против челобитья нас, холопей ваших, разных чинов за беглыми нашими людьми, переимав тех казаков: Микишку Томскова, Фомку Кузнецова, Прохарка Короваева побили досмерти. Четвертова человека Сеньку Щетинку, приветчи к своим дощеникам на усть Белыя реки, наругаясь насыпав песку и каменья12 в пазуху, посадили в воду, а пяти человек бив смертным боем, перераня ис пищалей и переломав руки и ноги и ребра, покинули замерство Братцкого острошка в присуде в деревне Кежмах13. И ис тех удинских и селенгинских служилых людей, которые побили иркутцких казаков, посланы от них к вам, великим государем к Москве, челобитчики Сенька Краснояр, Куземка Кудреватой с товарыщи. /л. 29 об./ И июля в 9 день, пришед они ж, удинские, селенгинские, Кабанского и Ильинского острогов служилые люди снизу на дву дощаниках больших да и на каюке, собрав с собою беглых полковых Стрельцов и беглых же /л. 30/ холопей и ясырей крещеных и некрещеных и руских и крепостных людей14 и приваля к городу к бунту и ко всякому дурну всякие возмутительные слова иркутцким жителям в мир пускали и говорили — мы де ришли в-Ыркутцк для того, чтоб ссадить воевод. И ваш, великих государей, стольник и воевода Афонасей Тимофеевич Савелов служа вам, великим государем, и радея и видя такой их воровской вымысел и бунт, собрав градцких всяких чинов людей, нас, богомольцов и холопей и сирот ваших, в город и велел горот запереть. И запершись мы, богомольцы и холопи и сироты ваши, в городе от их воровского вымыслу и бунту з женами и з детьми сидели в осаде 7 дней, потому что они всех нас, холопей и сирот ваших, хотели побить насмерть. И по совету всяких чинов иркутцких жителей стольник и воевода Афонасей Тимофеевич Савелов посылал к ним, служилым людем,15 на дощеники меня, холопа вашего, иркутцкого сына боярского Ивашка Максимова сына Перфирьева, пятидесятника Аничку Волова, рядового Савку Золотово, посадцких нас, сирот ваших, Симашку Малыгина, Ивашку Храма, пашенных нас, сирот ваших, Кудинские слободы, Хомутовские, Таркинские слобот Оську Коренного, Оську Петрова, Фильку Родионова, Дороньку Федотова, Алешку Андреева и велел им говорить, чтоб они ото всякого дурна и бунту престали и пограбленые животы и беглых людей з дощаников отдали б и шли б за море в городы и в остроги по-прежнему. И они нас, богомольцов и холопей и сирот ваших называли ворами ж и изменниками, — вы де с воеводою заодно. И говорили бутто мы, холопи и сироты ваши, отдали три города китайскому богдыхану и сказали они — мы де из-Ыркутцка не идем, будем жить в-Ыркутцку /л. 31/ никово не боясь, а хотя де и пойдем, и они хотели быть вдругоряд зимою в-Ыркутцк сот в пяти иль во шти, и из города де воеводу ссадим. И угрожали нам, бутто мы и в домех своих не спрячемся.
И июля в 10-м числе умысля воровски они ж приходили бунтом, нарядным делом с ружьем с тех дощаников, все до одного человека16 и к городу и к вашему государеву двору приступали человек с полтретья ста, и ис пищалей к стрельбе на нас, богомольцов и холопей и сирот ваших, прикладывались, и город и дворы многие по посаду хотели зажечь и разорить без остатку. И стольник и воевода Афонасей Тимофеевич Савелов, видя их такой воровской умысел и приступь и к пажегу и к разорению их воровские и похвальные слова и чтоб вашей великих государей казны им не отдать и над городом какой порухи не учинить и нам, богомольцом и холопем и сиротам вашим, от того их воровского приступу и от пожегу з домишки в конечном разорении не быть, посылал вдругой ряд для уговору их, чтоб они от дурна и от злых своих дел престали, Софейского дому сына боярского десятирника Ивана Толстоухова, красноярского сына боярского Василья Саломатова, и они, удинские и селенгинские, Кабанского и Ильинского острогов служилые люди, Антошка Березовской с товарыщи красноярскому сыну боярскому говорил и — будет де из города хотя один человек в нас выстрелит, и мы де город с одной 17 стороны зазжем, а з другой стороны станем рубить иркутцких жителей,18 нас, холопей и сирот ваших, и город разорить. И тот их воровской приступ /л. 32/ и бунт он, сын боярской Василей Саломатов видел и в том их воровском приступе и бунте и в похвальных их словах дал за рукою скаску в-Ыркутцку в приказной избе. И отошед от города прочь подговоря с собою ж полковых стрельцов, ис посаду посадцкого человека Гараськи Лысковца жену19 и детей ево дву сынов з женами и з детьми, а мы, богомольцы и холопи и сироты ваши, помня бога и крестное целование и видя вашу, великих государей, к себе премногую милость и жалованье и потому что деды и отцы наши и мы, холопи20 ваши, служим вам, великим государем, безо всякого пороку и ни в каких бунтах и шатостях нигде преж сего не бывали и к их такому воровскому вымыслу и к бунту не приставали, также и впредь пристать отнюдь не хотим,21 служим вам великим государем, со всякою верностию. А ваш великих государей стольник и воевода Афонасей Тимофеевич Савелов будучи на вашей великих государей службе в-Ыркутцку у нас, холопей и сирот ваших, служит вам, великим государем, без всякого пороку и во22 всем вам, великим государем безо всякого пороку и во всем вам, великим государем, прибыли чинит22 чисто и всякие ваши великих государей дела делает по вашему великих государей указу с великим радением, а измены мы, богомольцы и холопи и сироты ваши, никакова вашего великих государей дела за ним, стольником и воеводою Афонасьем Тимофеевичем не знаем и не ведаем, и во всем по вашему великих государей указу ему, стольнику и воеводе Афонасью Тимофеевичю Савелову, послушны и вашего великих государей указу ни в чем не порочим.
А в прошлых, великие государи, годех они ж, полковые стрельцы и казачьи дети и братья и племянники и наемщики их гулящие люди, которые по вашему великих государей указу /л. 33/ присланы в Удинск ис Тобольска, и с Тюмени, и с Томска, с Пелыми и з Березова, и идучи дорогою до Иркутцка на Оби и на Кети и по Тунгуске рекам торговых и по заимкам и по деревням всяких чинов людей грабили ж и разоряли без остатку и к городам приступали бунтом23, и животы и деньги и скот у многих людей грабили и бунтовство чинили,24 и о25 том их воровстве и о бунту ис тех городов и острогов в-Ыркуцкой к прежним воеводам писано25. И за такое их воровство и грабеж и разорение вашего великих государей указу никакова им не учинено, и оне и доныне всяких чинов людей разоряют и убивства смертные и бунты и всякое злое умышление чинят, забыв страх божий и ваше великих государей крестное целование и премногую к себе милость и жалованье, и чинятца вашему великих государей указу непослушны, указных памятей из-Ыркутцка ни о каких ваших государских делех не принимают и суды и росправы чинят меж себя в кругах без вашего великих государей указу, по своим26 воровским приговором Да они ж, казаки, и полковые стрельцы, умысля такой воровской умысел, оставя в тех городех и острогах самое малое число людей, выехали многолюдством в-Ыркуцкой27 на тако свое злое умышленое дело, хотели Иркутцким городом авладеть. А после их в Селенгинску неприятельские люди отогнали конные табуны, и от того их бунту селенгинские жители потому ж разорились и впредь видя такое малолюдство, чтоб неприятельские люди над теми городами и острогами не учинили какова конечного разорения.
Милосердые великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, /л. 34/ пожалуйте нас, богомольцов и холопей и сирот своих, не дайте, государи, своей великих государей отчине, сибирским и даурским городом, и острогом, и заимкам и нам, богомольцом и холопем и сиротам вашим, от такова их наглова воровства и разорения и бунту в разорении быть. И велите, великие государи, в Удинск и в Селенгинск на свою, великих государей, службу вместо тех воров и бунтовщиков из — ыных, ис которых городов, вы великие государи, укажете, прислать служилых людей добрых, семейных, а про тако их воровской вымысел и бунт и грабеж и что они учинились вашему великих государей указу непослушны, прислать о том о всем вышеписанном против нашего челобитья сыщика и московских стрельцов, чтоб про такое их воровство и бунт и про всякое их разорение и грабеж розыскать подлинно, а про смертное убивство иркутцких казаков велите, государи, розыскать на Москве челобитчиками, которые, побив иркутцких казаков, ушли, видя вину свою и воровство, к Москве Сенькою Краснояром с товарыщи, и по розыску за такой их воровской вымысел и бунт и разорение и грабеж и за смертные убивства свой великих государей над ними, ворами, указ учинить по своему, великих государей, указу и Уложенью, чтоб впредь таким ворам неповадно было воровать и всякие злые умыслы над вашими великих государей городами чинить. Так ж и нам бы, богомольцам и холопем и сиротам вашим, всем иркутцким жителем досталь от них в конечном разорении не быть и з домишки и з детишки напрасно /л. 35/ от такихва28 их воровского вымыслу и бунту и грабежу вконец не разоритца и ваших, великих государей, службы и домишков своих не отбыть.
Великие государи цари, смилуйтеся, пожалуйте.

ЦГАДА, ф. Иркутская приказная изба, стб № 377, лл. 26 — 35. Черновик

Примечания:

1. Далее зачеркнуто
приплыли из-за Байкала моря на дощенике человек в двухстах и больши, с ружьем, з знамены и з барабаны, во всякой готовости, бутто к воинскому делу, не по прежнему обыкности, Удинского и
2.
Удинского и Кабанского написано над строкой.
3.
приплыли из-за Байкала... обыкности написано под скрибом на обороте л. 26.
4.
из дощаника написано над строкой.
5.
К вашему великих государей написано над строкой, над зачеркнутым к государеву
6.
и говорили... многолюдством написано под скрибом на обороте л. 28. вместо зачеркнутого на л. 28 : и звали ево, стольника и воеводу Афонасья Тимофеевича Савелова в приказную избу, а их бы пустил в город многолюдством.
7.
Ссадить написано над строкой вместо зачеркнутого отставить
8.
холопей написано над строкой.
9.
православных написано над строкой.
10.
были написано над строкой.
11.
у нас написано над строкой.
12.
и каменья написано над строкой.
13. Далее зачеркнуто:
июля в 9 день пришед они ж, удинские и селенгинские, Кабанского и Ильинского острогов служилые люди снизу на дву дощениках больших да на каюке, собрав с собою беглых полковых стрельцов и беглых же.
14.
крепостных людей написано над строкой.
15.
Служилыми людем написано над строкой.
16. Далее зачеркнуто
человек с полтретья.
17.
одной написано над строкой.
18.
иркутцких жителей написано над строкой.
19.
жену написано над строкой.
20. Далее зачеркнуто
и сироты.
21.
также и впредь пристать отнюдь не хотим написано над строкой.
22-22. Текст
и во всем вам... прибыли чинит написан над строкой.
23.
бунтом написано над строкой.
24.
бунтовство чинили написано над строкой вместо зачеркнутого и смертное убойство чинили.
25-25. Текст
о том их воровстве... писано написан на обороте листа (вставка).
26. по своим написано над строкой.
27.
в — Ыркуцкой написано над строкой.
28. Так в документе.


Воспроизводится по:

В.А. Александров МАТЕРИАЛЫ О НАРОДНЫХ ДВИЖЕНИЯХ В СИБИРИ В КОНЦЕ XVII ВЕКА. Археографический ежегодник за 1961 год. М. 1962

Сетевая версия – В. Трухин, 2012

Категория: Акты исторические 1696г. | Добавил: ostrog (05.05.2012)
Просмотров: 1147 | Теги: забайкальский, город, Челобитная, слобода, пятидесятник, казак, осада, протопоп, житель, иркутск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]