Главная » Документы » Акты исторические 1690 -1699гг. » Акты исторические 1695г.

1695.06.06
1695г. июня 6. - Грамота, данная плененному из Албазина, в Пекин Православному Священнику Максиму Леонтиеву на освящение данного Китайским Богдыханом храма и на отправление в нем священнослужения (1).

Божиею милостию великий господин Преосвященный Игнатий, Архиепископ Тобольский и всея Сибири митрополит.
О святем Дусе сыну и сослужителю нашего смирения, проповеднику Святаго Евангелия в Китайском царствии, благоговейному Иерею Максиму Леонтиеву и всем православным христианам, обитающим в Китайском царствии, Архипастырское благословение.
Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа и Святаго Животворящаго Духа.
Благодарю Бога моего всегда о вас, о благодати Божии, данней вам о Христе Иисусе: яко во всем обогати-[67]стеся, аще и в пленении суще, о нем во всяком слове и всяком разуме, якоже свидетельство Христово известися в вас, якоже вам не лишитися ни во едином даровании, чающим откровение Господа нашего Иисуса Христа, иже и утвердить вас даже до конца неповинных в день Господа нашего Иисуса Христа; верен Бог, им же звани бывше в общение, еже есть во святое крещение Сына Его Иисуса Христа Господа нашего.
Молю же вас, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде мудрствуете вси в православии Христианской вере, еже веровати вам во Отца и Сына и Святаго Духа, в триех ипостасех прославляемаго, во единстве же. Божества песнословимаго. Слышахом бо от благочестивых купцов, ходивших к вам в Китай; яко по Божии воли Китайский владелец Богдыханово Высочество подал вам свободно имети святую православную христианскую веру, и своея веры Бурханские храм отдаде Богу, в Троице святей нами прославляемому, в жилище, прежде предочистив от своих бурханов, всех их вон износив; вы же яко благочестивые, и наших пресветлых Монархов Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержцев и многих царств и княжений обладателей, бывшие верныя Богомольцы..... из Албазина..... (2) христианскою святынею, поставлееием Животворящаго Креста на церкви, призыванием во церковь, сиречь колоколами, а в нем Чудотворными иконами Святыя Единосущные и Животворящия и Неразделимыя Троицы, и воплощения Сына Божия единаго от Святыя Троицы, потом же и Пресвятыя Славныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и Божественных Ангелов и Святаго Предтечи Великаго Иоанна Крестителя, и святых славных Верховных Апостол Петра и Павла, и всех Святых Апостолов и всех святых. И в прошлом 7202 году бил челом нам [68] великому господину гостей Василья и Алексея Филатьевых, прикащик их Василий Лобанов с товарищи всего коровану, которые пошли в Китайское царство, чтоб нам великому господину в том храме совершенную Христианскую Святыню исполнить и послать святый антиминс и миро и масло к тебе Священноиерею Максиму Леонтиеву, и ту церковь освятить, и святые Литургии в нем служить. И в нынешнем 203-м году повелением Великих Государей наших Пресветлых Царей и Великих Князей Ионна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержцев, благословением же великаго господина и Государя отца нашего Божиею милостию Всесвятейшаго Кир Адриана, Архиепископа Царствующаго великаго града Москвы и всея великия и малыя и белыя России и северных стран Патриарха, вкупе ж и нашим Архиерейским благословением же и священнодейством послахом к нам в Китайское царство в той святый храм, от Государя Вашего данный вам, святый антиминс м миро и масло, во еже его освятити, и престол Божественный поставив и совершив, служити тебе Иерею Максиму благословляем святые Литургии, а тот святый антиминс и всякия церковныя потребы посланы со священником Григорьем Верхотурским, да Сибирския Соборныя великия церкви Святыя неизреченныя Софии премудрости Слова Божия с дьяконом Лаврентием Ивановым, с ними же от нас великаго господина послано к вам и церковныя потребы: первое, святое Евангелие напрестольное, оболочено в бархат черной, Евангелисты серебряные басмянные, по обрезу золото, служебники и служебные сосуды серебряные, крест святый серебряной, обложенный чеканной благославящей, Апостол, Псалтирь большая следованная, шестидневной октоих, миния общая с господскими праздники, потребник, всего семь книг; и вам бы у них принять с роспискою, и в церкви святой по них исполнять.
А святую ту церковь построить и в ней олтари перегородить, а буде возможно испросити, чтоб олтарь той, яко бы попом нашим для молитвы построити; а буде невозможно, и того не просити, но в той церкви олтарь отделити тое церкви треть, а две доли пустити в церковь.
А святити ту церковь: прежде молитвы прочитать основания на церковь креста поставлении, а потом по требнику [69] чин освящения, вечерня в всенощное, и после утрени молебен и водосвятие, и облачение святаго престола, его же должна сделать всем караваном, и потом хождение круг церкви со святым антиминсом направо к полудни, а не по арменску к полуночи, еже они творят по солнцу; и потом, положив антиминс на святой престол и соверша все по чиновнику, которой к вам послал с теми же книгами, служити святая литургия, и молити Господа Бога в Троице святей славимаго о вселенском устроении и о благостоянии святых Божиих церквей и о многолетном здравии Великих Государей наших Пресветлых Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея великия и малые и белыя России Самодержцев и о их Государских благоверных Царицах и Великих Княгинях Параскеве Феодоровне, Евдокии Федоровне и о их Государской Невестке супруги блаженныя памяти брата их Великих Государей Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, благоверной Царице и Великой Княгине Марфе Матфеевне, и о Благородном Государе нашем Царевиче, и Великом Князе Алексее Петровиче, всея великия и малыя и белыя России, и о их Государской Тетке, благоверной Царевне и Великой Княжне Татиане Михайловне, и о их Государских Сестрах Благоверных Царевнах и Великих Княжнах Евдокии Алексеевне, Марфе Алексеевне, Софии Алексеевне, Екатерине Алексеевне, Марии Алексеевне, Феодосии Алексеевне, Наталии Алексеевне, и Великаго Государя Царя и Великаго Князя Иоанна Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, о Дщерех Благородных Царевнах и Великих Княжнах Екатерине Иоанновне, Анне Иоанновне, Параскеве Иоанновне, и о Великом Господине и Государе отце нашем Всесвятейшем Кир Адриане Архиепископе Московском и всея России и всех северных стран Патриархе и о Святейших четверопрестольных Вселенских Патриарсех: Каллинике Константинопольском, Герасиме Александрийском, Афанасии Антиохийском, Досифее Иерусалимском, и о всех Архиереех Греческих и Российских Преосващенных Митрополитех, Архиепископех и Епископех, купно ж и о нашем смирении и о всем освященном соборе. Во ектение же, по Евангелии, еже есть; [70] рцем вси, приложити бы вам Ектению, еже есть прошение и о вашем Китайском Богдыханове Высочестве, хотя он и не христианской веры, и за Боляр его, да вручена от Бога ему Китайская страна, и сего ради и за него молитися подобает по Апостола Павла гласу, яко глаголет в послании к Тимофею первом, во главе второй, зачала 282: молю убо прежде всехь творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за вся, иже во власти суть, да тихо и безмолвно житие поживем во всяком благоверии и чистоте; се бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, иже всем человеком хощет спастися и в разум истинный приити. Молитися же сице, после Государских ектений и "еще молимся Господу Богу нашему помиловати раба своего имярек Богдыханова Высочества, как его в титулах пишут, умножити лет живота его и даровати ему благородная чада в наследие рода их, и избавити его и Боляр его от всякия скорби, гнева и нужды и от всякия болезни душевныя и телесныя, и открыти им свет Евангельскаго просвещения, и простити ему всякое согрешение вольное и невольное, и соединити его святей его соборней и апостольской церкви, яко да получит и царствие небесное". Лик же поют: Господи помилуй трижды. И потом прочии Ектении о плодоносящих; а сию б Ектению тебе иерею Максиму учинити периевод Китайским языком, а Русским языком буде и говоришь, и оне того не знают.
А как сия вся по вышеписанному о освящении святаго храма Святыя Софии премудрости Божия исполнится, и тебе б о том нам на письме обьявить; а тебя Максима благословляю аз смиренный в той святой церкви служити до кончины жития твоего невозбранно. Аще ли имееши у себя сына, могущаго имети диаконства час, да пришлеши его к нам, и мы посвятим его в диаконское служение и к тебе отпустим со всякою честию. Радуюся убо аз о твоем исправлении, аще и в плене пребываеши, но сам с Божиею помощию пленяеши человеки, неведущия в познание Евангельския правды: и сего ради, возлюбленне, да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех плененных с тобою о вашем таковом случаю, понеже Божии воли кто противитися может? а пленение ваше не без пользы Китайским жителем, яко Христовы право-[71]славныя веры свет им вами открывается, и вам спасение душевное и небесная мзда умножается, по святому апостолу Иакову, еже пишет в конце своего послания, глаголя: братие, аще кто в вас заблудит от пути истины и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, и спасет душу его от смерти и покрыет множество грехов. Писан царства Сибирскаго в первопрестольном и Богоспасаемом граде Тобольске и в нашем архиерейском дому лета 7203, июня в 6 день (3).

Примечания:

(1) Грамота эта открыта бывшим в Пекине Архимандритом Софронием Грибовским в архиве тамошняго Сретенскаго монастыря и представлена Святейшему Синоду в 1809 году, по возвращении из Пекина в С.-Петербург. Она помещена в истории Россииской Иерархии. М. 1810. Часть 2. Стр. 491—500.
(2) В подлиннике на згибе столбца слова стерты, так что разобрать было невозможно; но по смыслу речи должно разуметь, что Албазинцы, бывшие верными сынами Св. православной церкви, пленниками взятые в Пекин, — явились в Китайском Государстве провозвестниками Св. православной веры с принесенною ими из Албазина христианскою Святынею и проч.
(3) Священник Григорий и диакон Лаврентий, при караване купцов Филатьевых, приехали в Китай чрез Забайкалье в следующем 1696 году. В этом удостоверяет нас собственноручная росписка диакона Лаврентия в получении денег на путевое содержание от закащика Даурской десятины. Вот она: «204-го (1696 г.) месяца февраля в 5-й день, по указу великаго господина, преосвященнаго Игнатия митрополита. Сибирскаго и Тобольскаго и по, грамоте, принял Софейскаго собора диакон Лаврентей Иванов с Селенгинскаго Троицкаго монастыря игумена Мисаила десять рублей сборных казенных денег, в том ему игумену Мисаилу и сию росписку дал и росписку писал он диакон Лаврентей Иванов своею рукою» (Архив Троиц, Селенгин. мон.).

Воспроизводится по:

Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653 - 1726) и сведения о Даурской миссии. Собранные миссионером архим. Мелетием. Казань, 1875. С. 66 - 71.

Стиль, пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.

Сетевая версия – В. Трухин, 2012
Категория: Акты исторические 1695г. | Добавил: ostrog (25.06.2012)
Просмотров: 1533 | Теги: Албазин, пекин, Адриан, патриарх, православный священник, грамота, Игнатий, митрополит, храм, Леонтьев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]