Главная » Документы » Акты исторические 1680 -1689гг. » Акты исторические 1688г.

1688.07.30

1688г. 30 июляОтписка Албазинского казачьего головы А. Бейтона Нерчинскому воеводе И. Власову об уничтожении посева хлеба, о тяжелом положении сидящих в осаде Албазинских служилых людей

(л. 53) Ц(а)ръсково величества стольнику и воеводе Ивану Остафьевичю Офонька Байтон челом бью. В ныннешнем во 196 году июля в 11 де(нь) послал я наскоре гонцов в Удинской и в Неръчинской к ц(а)ръскому величеству1 окольничему и воеводе Федору Алексеев(и)2чю к вашей чесности и к тебе г(о)с(у)д(а)рю нашему м(и)л(о)стивому стольнику и воеводе Ивану Остафьевичю и обо всякой их богъдойской неприятельской вымыслов ведомость чинил. А н(ы)не вам г(о)с(у)д(а)рям своим ведомость чи3ню что на перво нас б(о)г помиловал что мы только живы осталися. Разорены до основанья и голодны и володны стали. Пришли к нам нечестивыи под Албазин июля в 11 де(нь). А стояли под Албазиным июля до 23 числа. А что хлеб посеянной4 был пудов тысячи з две, до волоти скосили и сожгли. А под Неръчинской не пошли. Мы о том б(о)га молим дай б(о)же чтобы у вас г(о)с(у)д(а)рей наших сохранно было.
А что они просилися з бусами под Нерчинской, какой у них вымысол? Потому сказывалися идем в Нерчинской для посолства, чтобы смуты никакой не было, дать бы им провожатых. И я им сказал: пошлю перед войским вашим двух ч(е)л(о)в(е)к казаков с отпискою в Нерчинской стольнику и воеводе Ивану Остафьевичю. И как они стали отваливать, и я двоих казаков своей лотке с отпискою отпустил к твоей чесносте, чтобы вам обречтись накрепко. И они нечестивыи наших казаков пред своим войским наперед не пустили и к себе не приняли лудей. Их вымысел б(о)гу весть, а наших казаков назад к себе5 в город отослали. А сами с бусами вверх пошли днища з два от Албазина. А конница осталась около Албазина. А вверх по Амуру стояли они с бусами десеть дней. А назад припрыв6 под Албазин стояли три дни разоряя нас хлеб выкосили и до волоти выжъгли и на низ уплыли. И я после поплаву на четверъпой7 день послал казаков вниз по Амуру про них проведать. И они казаки проведав назад пришли, сказали стояли верст трицать ниже Албазина на Шингалском лугу, у перевозу против (л. 54) Погромъной [реки] табун перевозили, по Наунъской дороге отпустили. А сами з бусами на низ уплыли. То мы до подлина знаем. А в приходе у них бус было по счету сто шесть бус, с наряд на бусах больщой в санках сорок одна пушка. А мелково снаряду сколько было мы тово не знаем. А ныне мы живем в Албазине с великим опасением.
На первом съезде нам нечестивыи сказали далеко от города прочь ходить невелели, берегитеся сами как съумеете, на нас жалобы не творите. Говорят нечестивыи с нами всякия споръныя речи и судачат что хлеб посеяли до послованиья.8
А н(ы)не живем в Албазине с великим опасением. Голодны и володны, пить есть нечего, казну великих г(о)с(у)д(а)рей оберегать неведомо как. Проситца всяк и плачетца, чтоб отпустил в Нерчинской потому, что пить есть в Албазине нечего. Отпускать их в вдруг не сметь, а будет которое время придет вольны г(о)с(у)д(а)ри и со мною, сколько могу удеръжать. Нам у их великих г(о)с(у)д(а)рей казны умереть казакам зело трудно и мънительно, что указу к нам от токольничего9 и воеводы Федора Алексеевича не бывало. И я их розговариваю г(о)с(у)д(а)ръским м(и)л(о)стивым словом и они радеют, до воли б(о)жий живут, м(и)л(о)сти просят у тебя г(о)с(у)д(а)ря нашего стольника и воеводы Ивана Остафьевича. Не покинь нас хоть скотом или хлебом, освяти нас в Албазине, чтобы люди г(о)с(у)д(а)ръские голодною смертью не умерли и с голоду б не розбрелись. С кем бы нам великих г(о)с(у)д(а)рей казну зберечти дай г(о)с(у)д(а)рь помошьши путь последней. Ожидаем вскоре от б(о) га м(и)л(о)сти и от великих г(о)с(у)д(а)рей жалованья, от тебе г(о)с(у)д(а)ря нашего помощи. И посланы казаки в челобитчиках Гаврило Фролов, Ивашко Шапошников, Сафъка Степанов наскоре к окольничему и воеводе Федору Алексеевичю и об всем объвещено, что только у нас в Албазине пожитку и остатку сто пуд муки твое г(о)с(у)д(а)ря нашего м(и)л(о)стиваго отца призренье стольника и воеводы Ивана Остафьевича. И тот запас к нам попал за час в город до нечестивых. И тот запас принят у Сеньки Веденихтова с товарыщи. А сверх вольны великие г(о)с(у)д(а)ри и вы стольник и воевода Иван Остфьевич. Больши писать не умею. Не покинь чтобы казну г(о)с(у)д(а)ръскую не потерять.

РГАДА, ф.1142 Нерчинская приказная изба, оп. 1, д. 43, л.53–54.

Частично опубликована: Русско-китайские отношения в XVII веке. Материалы и документы в 2 т. Т. 2: 1686—1691 /сост. Н.Ф. Демидов; Ред. С. Л. Тихвинский; АН СССР, Ин-т Дальнего Востока. М.: Наука, 1972. С. 786—787.


Текст документа передан буквами гражданского алфавита с заменой вышедших из употребления букв современными, обозначающими те же звуки. Сокращенно написанные слова («под титлом») раскрыты в круглых скобках. Выносные буквы внесены в строку без выделения, при этом мягкий и твердый знак употреблены согласно современному правописанию. Мягкий и твердый знак не употреблялись, если они отсутствовали в слове без выносных букв. Буквенная цифирь, обозначающая числа в документах, передана арабскими цифрами.

Примечания:

1 Слово исправлено.
2 Буква в слове написана не разборчиво.
3 Буква в слове исправлена.
4 Слово исправлено.
5 Слово исправлено.
6 Так в тексте. Надо: «приплыв».
7 Так в тексте. Надо: «четвертой».
8 Текст «Говорят нечестивыи с нами всякия споръныя речи и судачат что хлеб посеяли до послованиья» написан слева на полях и отмечен знаком «×» (вставка). Таким же знаком отмечено место вставки.
9 Так в тексте. Надо: «окольничего».

Воспроизводится по:

Трухин В.И. 
Письмо «немецкого офицера» из книги французского миссионера и иезуита Филиппа Авриля «Voyage en divers États d'Europe et d'Asie». Религиоведение. – 2017. – № 1. – С. 12–13.

Категория: Акты исторические 1688г. | Добавил: ostrog (26.04.2017)
Просмотров: 2299 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]