Главная » Документы » Акты исторические 1680 -1689гг. » Акты исторические 1685г.

1685.07.05 не ранее
1685 г. не ранее июля 5. — Отписка Енисейскаго воеводы князя Константина Осиповича Щербатаго в Сибирский приказ о диких людях чюлюгдеях.

Найдена в выписках из столбцев Сибирскаго приказа, сделаных в 1776 году в Сенатском Разрядном Архиве при производстве одной справки. (Прежния описи № 4 — (54).

"В столбцу Сибирскаго Приказу 193 года под № 1409 оказалось:

Прислана в Сибирскои Приказ из Енисейска от воеводы Щербатова отписка следующаго содержания:


Государем Царем и великим князем Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу всеа великия и малыя и белыя росии Самодержцам холопи ваши Костка Щербатой стоварищи челем бьют. В нынешнем, Государи, во 193 году февраля в 10 день почала быть словесная речь меж всяких чинов бутто в енисейском уезде верх по Тунгуске реке явились дикие люди ободной руке и ободной ноге, а в нынешнемже, Государи, во 193-м году июня в 1 день выплыли в Енисейск сверх Тунгускои реки ясашные зборщики енисейские служилые люди, сын боярской Иван Пикуцкой стоварищи, а сними приплыли Чадобских розных волостей ясачные Тунгусы, и мы, холопи ваши, велели про тех вышеписанных диких людей тех тунгусов роспросить, где те дикие люди и вкаких местех живут и каковы они в рожи, те люди, и какое на себе платье носят. Июня тогож, Государи, 1-го числа в Енисейскую в приказнои избе перед нами холопи вашими те ясачные тунгусы разных волостеи о тех вышеписанных диких людех распрашиваны, и ис [4] тех тунгусов Каты реки тунгусы Богдашка Чекотеев вдопросе сказал, вверх де по Тунгуске реке идучи, на левое стороне против деревни Кужемскои, где живет енисейской пашенной крестьянин Васка Панов стоварищи на высокои горе, вкамени от Тунгуски реки версты стри видел он, Богдашко, яму, а та де яма вовсе стороны кругла шириною аршина пополтора и ис тойде ямы исходит дух смрадной, человеку невозможно духа терпети, и у туй де ямы состоят он, Богдашко, долго не мог оттого смраднаго духа и одшед де от ямы лежал от того духу головною болезнью день, а какова де та яма пошла вземлю шириною и в глубину того де он, Богдашко, неведает, потому что де он вту яму незаглядывал, а около де тое ямы мелкои и болшой стоячей лес на кореню, по местамь знаки строганы ножем или иным чем во многих местех, а у своей братьи у тунгусов он Богдашко слыхал, что живут, де в тои яме люди, а имяна тем людем чюлюгдеи, а ростом де те люди среднему человеку вгруди, ободном глазе и ободной руке и ободной ноге, а глазде у него чюлюгдея и рука слевую сторону, а нога с правую сторону, а зверя де всякого и птицу они чюлюгдеи стреляють излуков, а режут де зверя и дерево стружут пилою, а каким де образцом лук и стрела и пила того де он Богдашко неслыхал и не видал, а торг де у них чюлюгдеев с ними тунгусами такои: приносят де тунгусы на их дороги, по которым дорогам они чюлюгдеи ходят, дятлевое птичье перье и тоде перье втыкают они около стоячего лиственичнаго дерева влиственичную кожу а теде чюлгдеи пришед, то перье емлют без них тунгусов, а темде тунгусом вместо того перья кладут на тож место стрельные всякие птицы и посуду своево дела, и какую де посуду кладут медную или железную или иную какую и для чего де дятлевое перье себе емлют, того де он Богдашко не слыхал, да онже де Богдшкно слыхал от брацких ясашных тунгусов, которые живут по Ангаре реке в Брацком уезде, ставили де тунгусы на зверей самострелы и ис тех де тунгусов тунгус в самостреле своем вынял застреляного того дикого человека, а платье де на том диком человеке тулупец кожаной опушен белою козлиною, а в руках де у него пила железная, а какой де кожиной тулуп теплой или холодной и каким обрасцом пила зделана про то де он, Богдашко, неслыхал, а на которой де стороне глаза нет и та де сторона лицо и бок весь черн что уголь, а родимая ль де та черность или черненая про то де он не слыхал, а другая де сторона лицо и бок как у человека, и того де мертваго дикого человека тот тунгус кинул у того самострела, и после де те дикие люди того [5] застреленого взяли ксебе, а иного де ничего он, Богдашко, про тех диких людеи неслыхал, а подлинно де про то ведают братские ясашые тунгусы а онде, Богдашко, против той вышеписаннои Кежемской деревни, что живет пашенной Васка Панов, видел сам на горе в камени ту яму и оттои де ямы видел же след тех диких людей на снегу хожено одною босою ногою, а тот де их след гараздо мал, как пяти лет робенка. Тоеж реки Каты тунгус Имарги по допросу сказал, в прошлых де годех шел де он, Имарги, ссоболиного промыслу из лесу весною по малому снегу и против деревни де Кежемскои, где живет пашенной крестьянин Васка Панов стоварищи в камени втомже месте, где видал яму вышеписанной Кацкой же тунгус Богдашко Чекотеев, нанесло де на него дух смраднои стого места с камени невозможно человеку терпети, а тот де дух таков, как железо горит и мимо де то место он, Имарги, прошел споро, а около де того места на таком лесу от деревья кожа кругом рукою обтерта до дерева по одному месту от земли человеку впояс и пришед де он ксвоеи братье к тунгусам и про тот дух смрадной и про обтертое деревье сказывал, и тунгусы де про яму говорили, чаят де, что тут живут дикие люди чюлюгдеи, да он же де слыхал у своей же братьи у тунгусов, что в прошлых недавных годех ставливали де тунгусы на коз самострелы а такого дикого человека один тунгус вынял всамостреле своем застреленого, а каков тот дикой человек ростом и врожей и вприметы и какое на нем платье, прото де он ни откого неслыхал. И тогоже, Государи, 193 году июля в 5 день в Енисейску в приказной избе против допросу тунгуса Богдашки Чекотеева Кужемской деревни пашеннои Васка Панов о техже вышеписанных диких людей перед нами холопи вашими допрашиван, а в допросе сказал, по Тунгуске де реке вверх идучи на левои стороне против ево Васкины деревни в горе в камене, где бутто видел он, Богдашко, яму и такой де ямы он Васка невидал и духу смрадного втех местех никаких никакова неслыхал, а Кежейские тунгусы сказывают, слыхали они у дедов и у прадедов своих, близ де той ево нынешней Васкины Кужемской деревни жили дикие люди во Каменю и в земле, а называли де их чюлюгдеями, теде дикие люди ростом среднему человеку вгруди, поперек толсты, ободной руке, ободной ноге, ободном глазе, а платье де они носят бутто де тунгусково переводу, а шапки на них маленкие круглые, а теплое — ль — де то платье носят или холодное того неслыхал, а след де деды и прадеды их тунгуские видали гораздо мал, а тотде [6] их след видали летом на песку около их, где они живут, хожено босою ногою, а оттехде ям смрадной дух великои, невозможно человеку терпеть, и ввид де их видали, а ходят де те дикие люди гораздо скоро, буде от них бежать против солнца и они де постичь человека немогут, а буде де в которои день сонца нет и в те де дни носят они, тунгусы, ссобою дерево, которое бьет грмовою стрелою и темде деревом отних отбиваютца, а как де тех дерев сними не живет и они де чюлюгдеи их тунгусов давять, а торгуют де они дикие люди с тунгусами приносят де на их птичье перы дятлевое и сойное и делают ис прутья деревянные колца и теде колца кладут у ям их сперьем вместе для того, как де ани зделают колцо малое и те де дикие люди за то перье против того колца малово положат на тож место своего дела котел болшои, а как де положать колцо болшое и то де против того положать котел малой, а говорят де те люди по тунгуски, да теже дикие люди бутто вымали у дедов и у прадедов их из ловушек их зайцы и козы, а какое де у них ружье естьли и для чего дятлевое и сойное перье они емлють и какие у них котлы медные или железные, тогоде он Васка от них тунгусов неслыхал, да видили де ево Васкины внучаты против своеи деревни в ближних местах знать стоячее дерево человеку впояс обтерто неведома чем кругом дерева мало не до самого дерева, а тунгусы де им сказывают что бутто то деревье оптерли те дикие люди, а он де Васка сам того деревья не видил, да онже де Васка слыхал оттех же тунгусов, что в Илимском де уезде, вверх идучи по Илиме реке на посторонной реке на Тубе ставили де в прошлых давных годех тунгусы на звереи самострелы и одному де тунгусу попал на самострел такой же дикои человек, а каков де он возрастом и вприметы и какое на нем было платье, того де он Васка ничего не ведает и от их тунгусов неслыхал.

Примечания

1) Князь К. О. Щербатой был Енисейским воеводой между 1683 и 1685 годами. (См. Доп. к Акт. Ист. т. X, стр. 240—5, 247, 251, 252, 276, 322—6, 330—1, 391).

Воспроизводится по:
 
А.А. Гоздаво-Голомбиевский. "Из сибирских актов о Демьяне Многогрешном и диких людях чюлюгдеях". Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете 1888г..-Кн.1.-144. сс. 3-6. Москва 1888г.

Стиль, пунктуация и орфография  сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.

Сетевая версия – В. Трухин, 2009 
Категория: Акты исторические 1685г. | Добавил: ostrog (01.04.2012)
Просмотров: 2029 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]