Исход 1680г. - первая половина 1681 г.10– Отписка Михаила Ворыпаева с р. Пенжиной якутскому воеводе Ф.И. Бибикову ( ДАИ 8, 44:ХVІІІ11)
Царя государя и великого князя Феодора Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, воеводе Фоме Ивановичю12 , с Пенжины реки, казак Мишка Ворыпаев13 челом бьет. В прошлом во 186 году [сент. 1677 - авг. 1678], послан я Мишка, с служилыми людьми из Якуцкого острогу на государеву службу на Пенжину реку, для ясачного сбору, на перемену казака Васки Тарасова Пермяка14, и его Васку Пермяка нашел на Омолоне реке, под Пенжинским волоком, в прошлом во 187 году [сент. 1678 - авг. 1679], и у него Васки аманатов и никакой государевой казны не объявилось; и я Мишка с служилыми и промышлеными людми с Омолону на Пенжину реку в том же во 187 году перешел, дал Бог, поздорову, и дорогою идучи иноземских признак никаких не видали, и пришед на Пенжину реку зимовье поставили у Часовишные речки. Да в прошлом во 187 году, июля в 30 числе [30.07.1679], казак Тимошка Васильев Пермяков, стакався с Корятскою крещеною девкою Анюткою, великому государю изменил, сбежал в Корятцкую землю, и его Тимошку в Корятцкой земле Коряки убили; и того ж 187 году, августа в 29 числе [29.08.1679], приходили Коряки с низу Пенжины реки, и на рыбной ловле промышленого человека Петрушку Дмитриева убили, а ясыря его и сына Гришку в полон взяли. Да в прошлом во 188 году [сент. 1679 - авг. 1680], я Мишка с служилыми и с промышленными людми и торговой человек Васка Ворыпаев, с покрученики15, на Чушанских Юкагирей16 в поход ходили 4 недели17, иноземских признак их не нашли. Да мне ж Мишке велено [было в Якутске] с служилыми людми с Пенжины реки проведывать про Анандырский острожек и про государеву казну, и про аманатов, и приказных людей, и про служилых, и послано со мною из Якуцкого острогу в Анандырский острожек полпуда пороху да полпуда ж свинцу, и я Мишка с служилыми и промышлеными людми в Анандырский острожек ходили, и в Анандырском, дал Бог, все поздорову, и приказному человеку Ивану Потапову18 порох и свинец с роспискою отдал19. Да в прошлом же во 188 году, маия во 2 числе [2.05.1680], неясачные иноземцы Коряки приходили войною под ясачное зимовье, и под зимовьем казака Ивана Баева убили; и я Мишка с служилыми и торгового человека Андрюшки Ворыпаева с подкрученики и с промышлеными людми за ними Коряки в погоню ходили и убили у них двух человек. Да я ж Мишка того ж 188 году августа в 6 числе [6.08.1680], с служилыми и торгового человека Андрюшки Ворыпаева с подкрученики и с промышлеными людми на низ Пенжины реки в поход на судах плавал, ниже Алдану реки, и неясашных Коряк под царскую высокую руку в вечное холопство ласкою призывал, и те Коряки учинились великому царю непокорны; и я Мишка с служилыми и промышлеными людми и с подкрученики торговых людей смирял ратным боем и побил их, и что в полон взял, всяких людей человек с 50. Да того же 188 году, августа в 30 числе [30.08.1680], приходили Коряки войною под ясачное зимовье и к зимовью приступали и на приступе мужика убили, а другого уволокли раненого. Да в нынешнем во 189 году октября в 15 числе [15.10.1680] ходил я Мишка в поход с служилыми и торговых людей с подкрученики и с промышлеными людми на Чювадских Юкагирей20 три недели [вторая половина октября - начало ноября 1680], и тех иноземцов найти не могли, потому что те Чювадские Юкагири от Пенжины реки отошли на иные далные реки, для того что наперед сего на Пенжине реке, при казаке Андрее Щипунове21, Чювадские Юкагири аманаты были 6 человек, и [из] тех аманатов в ясачном зимовье казак Андрей Щипунов22 аманат в колодке ушел, и того аманата весною по речке в колодке ноги принесло, а третьего аманата23 в зимовье ножом зарезали, а четвертого аманата, как Андрей Щипунов пошел с Пенжины на Омолон, и на дороге живого оставил, а двух аманатов отдал в Омолоне Василью Бурлаку24, и тех аманатов Бурлак голодною смертью заморил. Да в прошлом во 188 году Чювадские Юкагири увидели на Пенжине казачьи лыжни 25, которые [Юкагири] наперед сего на Пенжине реке платили великому государю ясак, при Андрее Щипунове, и те прежние ясачные и неясачные Юкагири, увидя казачьи лыжни, побежали с Пенжина-реки в Анандырский острожек и посадили аманатов и ясак великому государю платить стали, и сказывают, что де-мы с Пенжины бежали для того, что-де у нас на Пенжине аманаты наши где делися, и про них у нас в ведомости нет [= неизвестно], потому-де мы от Пенжины отошли и [там] жить не смеем; а те Юкагири при Андрее Щипунове на Пенжине сами к зимовью приходили и аманатов давали26.
Примечания:
10. Датируется по содержанию: «189» год называется в документе «нынешним». 11. ДАИ 8: 175-177. 12. Ф.И. Бибиков, якутский воевода в 1678 - 6.03.1680 (см. прим. 32). 13. Приказчик на Пенжиной с рубежа 1678/1679 г. (сменил в этой должности Василия Пермяка) до мая 1681 г., когда его сменил Иван Исаков; Ворыпаев некоторое время оставался при Исакове, но потом, в 1682 г., выехал в Якутск, везя с собой отписку Исакова о его вступлении в должность (см. текст 7 и прим. 56). Прибыл в Якутск не ранее февраля 1683 г. и не позже августа того же года отправлен оттуда приказчиком в Анадырский острог, куда должен был прибыть в начале 1684 г. (прим. 55). 9 января 1685 г. сменен на этой должности тем же Василием Пермяком, которого некогда сменил в должности приказчика на Пенжиной (текст 14). 14. Приказчик на Пенжине и верхнем Омолоне ок. 1673-1679 (прим. 7 и текст 3). Центром русской власти в этой округе было Чендонское зимовье, неоднократно менявшее свое расположение Приказчиками там в 1670-х последовательно были Андрей Щипунов, Василий Бурлак, Василий Тарасов Пермяк и Михаил Ворыпаев [Долгих 1960: 413]. В 1660-х гг. Чендонское зимовье располагалось на Омолоне при устье Барановой, в 1670-х - где-то на Пенжине [там же], а Михаил Ворыпаев вновь перенес его, поставив зимовье на Пенжине у р. Часовишной. 15. Покрученик - зависимый наемный работник при торговом человеке. «Предприниматель снабжал наемного человека (покрученика) продовольствием, одеждой и обувью, охотничьим снаряжением («промышленным заводом»), средствами передвижения. Взамен покрученик, «покрутившийся» на определенный срок, обязан был отдать предпринимателю большую часть добычи (обычно 2/з), выполнять все необходимые работы. На время покруты покрученик становился подневольным человеком. Он не имел права покинуть хозяина до истечения срока покруты и был обязан выполнять все поручения хозяина или его приказчика — что «де хозяева велят делать и он де их слушает». По показаниям самих покручеников, «их де дело невольное». Ватаги покручеников в зависимости от средств предпринимателя были довольно значительны. Известны ватаги в 15, 20, 30 и 40 человек» [История Сибири 2: 155]. 16. Юкагиры-чуванцы (о них см. Долгих 1960: 424-439). Форма «Чушанцы», несомненно, образована от одного из чукотских названий для чуванцев - чауджан (об этом названии см. Долгих 1960: 434). Чуванцы жили в основном к северу от Анадыря, но в данном случае речь идет о группе чуванцев, которая (видимо, под давлением чукчей) откочевала на Пенжину и жила там в 1670-х гг. [Долгих 1960: 413, 433]. 17. Выражение «на таких-то в поход ходили» не обязательно означает военную акцию с намерением непременно разгромить соответствующую группу в силу ведущейся с ней вражды. Это выражение может также подразумевать розыскной или контрольный поход с целью найти соответствующую группу и поставить ее под контроль, взыскать с нее ясак и т.д. (а уже в случае ее сопротивления - применить по обстоятельствам силу). Именно такой поход имеется в виду в данном случае. 18. «Приказчик», то есть начальник Анадырского острога до лета 1681 г., когда его сменил в этой должности Иван Курбатов (текст 5). 19. Рейд Ворыпаева с целью найти чуванцев и его экспедиция в Анадырский острог (очевидно, последняя была продолжением рейда на чуванцев, поскольку географически эти движения продолжают друг друга) имели место «во 188 году», т.е. в пределах сент. 1679 - авг. 1680, но в то же время до конца апреля 1680 г., так как уже следующее после всего этого событие, указываемое Ворыпаевым (набег коряков), датировано им 2 мая 1680 г. А поскольку юкагиры позднее обнаружили лыжни, оставшиеся от движений Ворыпаева и его людей по их розыску, последний должен был происходить осенью 1679 - зимой 1679/80, до таяния снега (см. ниже, прим. 25; ср. ниже об аналогичной такой экспедиции в октябре 1680 г.). 20. Те же юкагиры-чуванцы; не обнаружив их в конце 1679 / начале 1680 г., Ворыпаев отправляется во вторую экспедицию с целью разыскать их осенью 1680 года. О значении оборота «ходить в поход» в данном случае см. выше, прим. 17. 21. Приказчик на Пенжине и Омолоне до Василия Бурлака и Василия Пермяка [Долгих 1960: 413]. 22. В тексте пропущено несколько слов, отчего получилось бессмысленное «казак Андрей Щипунов аманат в колодке ушел». 23. В тексте пропущена судьба одного из аманатов. Вероятное восстановление информации, которую хотел передать Ворыпаев: «и [из] тех аманатов в ясачном зимовье казак Андрей Щипунов [одного убил?, а другой] аманат в колодке ушел, и того аманата весною по речке в колодке ноги принесло, а третьего аманата...» 24. Сменил Щипунова в качестве приказчика на Пенжиной и Омолоне [Долгих 1960: 413] ок. 1673 г. (прим. 7). При этой смене Щипунов и передал Бурлаку оставшихся аманатов. Отметим, что встреча приказчика на Пенжине со своим сменщиком, как и в случае с Ворыпаевым и Пермяком, произошла на Омолоне. 25. Т.е. лыжни казаков самого Ворыпаева - именно он, согласно той же отписке, оперировал на Пенжине и разыскивал там чуванцев в 188 году. О том же сообщает документ ДАИ 8. 44:ХХІѴ (текст 7), см. ниже: «...он Михайло [Ворыпаев] ходил в походы и иноземцов в позодах не нашол, потому что те иноземцы от реки прочь отъехали от Пенжина, послышали его Михайлово войское». Поскольку юкагиры успели увидеть лыжни, оставшиеся от этой экспедиции, последняя должна была иметь место еще до таяния снегов, то есть поздней осенью - зимой 1679/80 г. 26. Встает вопрос: когда и как Михаил Ворыпаев все это узнал? Когда он приходил в 188 г., осенью 1679 г. или весной 1680 г., в Анадырский острог, там ему об этом еще не рассказывали: в противном случае он не стал бы в октябре 1680 снова выступать в поход на розыск чуванцев. Таким образом, в тот момент, когда Ворыпаев появился в Анадырском остроге, чуванцы еще не подошли туда, не объявились тамошнему приказчику и не дали ему аманатов и т.д. В самом деле, их переселение с Пенжины совершилось после того, как они в том же 188 г. увидели следы первой экспедиции Ворыпаева (в продолжение которой он, видимо, и пришел в Анадырский острог). Но в таком случае откуда Ворыпаев мог узнать о судьбе этих чуванцев к моменту составления отписки? Во второй экспедиции по розыску чуванцев (осень 1680 г.) он вообще не нашел иноземцев, в Анадырский тоже не заходил. Очевидно, в промежутке между этой экспедицией и моментом составления отписки Ворыпаева известили из Анадырского о том, что чуванцы пришли к Анадырскому острогу, объяснили свое переселение, дали аманатов и т.д. В целом документ рисует следующий ход событий, связанных с обсуждаемой группой чуванцев. Живя на Пенжине, они при Андрее Щипунове какое-то время платили ясак в Чендонское зимовье, но с гибелью своих аманатов, продолжая обитать на Пенжине, перестали показываться в зимовье и платить ясак, что продолжалось при Василии Бурлаке (при котором умерли с голоду последние из этих аманатов) и Василии Пермяке [Б.О. Долгих также отмечает, что после Щипунова ясак в Чендонском зимовье уже никто не платил, Долгих 1960:413]. Поэтому Пермяк при встрече с Ворыпаевым и не имел ни ясачной казны, ни аманатов. Ворыпаев получил в Якутске приказ разыскать, наконец, этих чуванцев и взять с них ясак. Первая его экспедиция такого рода (конец 1679 - зима 1679/80 г.) была безуспешной, однако пенжинские чуванцы, обнаружив следы этой экспедиции, сочли за лучшее перекочевать на Анадырь и поступили там в административное подчинение Анадырскому острогу (вторая половина 1680 г.), возобновив выплату ясака. Тем временем Ворыпаев совершил вторую экспедицию по розыску этих чуванцев (окт. - ноябрь 1680 г.), опять безрезультатную: к этому моменту чуванцы отсюда уже ушли на Анадырь. Через некоторое время Ворыпаева известили из Анадырского острога о том, что эти чуванцы откочевали туда и будут платить ясак там, и Ворыпаев докладывает об этом в Якутск.
Воспроизводится по:
А. А. Немировский Материалы по истории юкагиров и русской власти на Пенжине и Анадыре во второй половине 1670-х - середине 1680-х гг. |