Главная » Документы » Акты исторические 1660 -1669гг. » Акты исторические 1667г.

1667.05.10

1667г. мая 10  – Наказная память енисейскому казачьему голове А. Воеводину.

(Л. 58.)
Лета 7175 мая в 10 день Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец велел Офонасью Воеводину быть на [наш]ей Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержца службе в Сибири в Енисейском остроге у енисейских стрельцов и казаков в головах преж ево ж казачья головы на Богданово [месте] Несвитаева.
И Офонасью, приехав в Сибирь в Енисейской острог, подать стольнику и воиводе Кирилу Яковлеву Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца грамоту, а отдав Великого Государя (Л. 59.) грамоту, взяти енисейским стрельцом и казаком, которых ведал голова Богдан Несвитаев, имянные списки. Да по тем спискам стрельцов и казаков и у них ружье пересмотрити налицо, да будет пркиазу в стрельцы и казаки пре[ж] указу Великого Государя не сполна и Офонасью по тех стрельцов и казаков прибрати в Енисейском остроге от отцов детей и от братьи брата и от племянников и из вольных и из гулящих людей добрых, которые были не воры и служилое б дело было за обычей с ведома (Л. 60.) [...] [357] стрельцы и казаки против указу Великого Государя были сполна. Да по тех новоприборных стрельцах и казаках Великого Государя в службе и в всяких воровствех имать крепкие поручные записи против прежнево, каковы поручные зпаиси по новоприборных стрельцах и казаках имали в Енисейском наперед тово, да поручные записи отдавать в Енсейском остроге в съезжую избу, а у себя с тех записей оставливать списки слово в слово. И приводить тех новоприборных стрельцов к вере по [Божесвтенной] Евангельской заповеди по за[...]. А крепостных и ис тягла посадцких да ис пашенных крестьян и воров в стрельцы и казаки не прибирати. А которые стрельцы и казаки по службам и в тех стрельцов и казаков место новиков в службу не прибирати, чтоб сверх указу Великого Государя лишних стрельцов и казаков в приказе у него не было.
Да ему ж, Офонасью, переписать в Енисейском остроге стрелецкие и казачьи дворы, которые ставлены Великого Государя казенными деньгами и велеть в тех дворех жить тем же стрельцом и казаком, которые ныне живут, а в пустые дворы отдавать (Л. 61) жить новоприборным стрельцом и казаком, которых на порозжие места прибрать. А будет которые стрелецкие и казачьи дворы ставлены Великого Государя казенными деньгами, а стрельцы и казаки после того как те дворы ставлены, воровством роспродали а с[трельцы] ис Енисейского1 бежали и за те дворы Великого Государя казенные деньги за оклад стольника и воиводы Кирила Яковлева, да велеть править тех стрельцов и казаков, которые дворы продавали на порутчиках их, а доправя те деньги отдавать новоприборным стрельцом и казаком, которые в ых место прибраны будут или которые вперед прибреутца. А в тех дворовых деньгах имать по них поруки з записьми, что их на те деньги дворы [...] поставити.
А которые стерльцы и казаки, взяв Великого Государя денежное и хлебное жалованье и не дослужат [сро]ку, збежат и Офонасью по тому Великого Государя денежное и хлебное жалованье счетче за сколько которой беглой стрелец или казак не дослужат збежит по розчету и по поручным записям вычитать у государева жалованья на поручиках их за те деньги и хлеб, велеть писать в книги и отдавать те деньги и хлеб в Енисейской в Государеву казну.
И будучи ему, Офонасью, ени(Л.62.)сейских стерльцов и казаков от обид беречи и управы меж ними чинить по указу Великого Государя, а никому ни в чем не норовить и посулов и поминков ни у ково ничево не имать никоторыми делы. А судные пошлины стрельцов и казаков, а кто на ком учнет меж собою искать пересуду и правой десятой по указу Великого Государя, имать на них по прежнему как иманы с Енисейских стрельцов и казаков судыне пошлины судные пошлины дать [...]
А тебе ему Офонасью на стрельцы и на казаки смотрить и беречь накрепко, чтоб они в городе и нигде не воровали русских людей и татар не прбивали и не грабили и зернью и карты не играли, Великого Государя денежного и хлебного жалованья и казенных пищалей не продавали и зернью не проигрывали и никаким воровством не промышляли и никуды б для воровства не ходили и не ездили и детей своих и племянников и захребетников не отпущали и приходу бы и приезду татем и розбойником и никаким воровским людем к ним не было и шатости и измены в стрельцах и в казаках проведывать накрепко. Да в каком какую шатость или измену проведает и Офонасью на тех людей сказывать стольнику и воиводе Кирилу Яковлеву. А которые стрельцы и казаки учнут в городе каким воровством воровать или тем или ездя в уезд людей грабить и зернь играть и иным каким (Л. 63.) воровством промышлять и Офонасью про то сыскивать и от воровства тех стрельцов и казаков унимать и смотря по тамошнему делу и по винам наказанье им чинить, хто чево доведет- ца.
А которые стрельцы и казаки будут у него в приказе стары или больны или худы или воры и Офонасью в их место прибрать добрых стрельцов и казаков из вольных людей, которые были не воры и сами были молоды и наличны и из пищалей стрелять горазды, а ково приберет и тех и тех по тому ж приводить к вере по святой евангельской заповеди.
Как по указу Великого Государя учнут давать Енисейским стрельцом и казаком Великого Го- сударя денежное и хлебное жалованья и Офонасью того смотрить и беречь накрепко, чтоб стрельцы и казаки нихто подставою чюжим именем Великого Государя жалованья не имали. А [358] давати б Великого Государя жалованье стрельцам и казакам самим в тем налицо, а заочно никому не давати.
А где ему, Офонасью, лучица с енисейскими стрельцы и казаки быть на государеве службе и Офонасью имать с собою стрельцов и казаков с атаманы, посылать их самих и своими, а наймитов казаков с собою и с атаманы на службу не имать и никуды (Л.64) не посылать. А будет которые стрельцы и казаки то время будут больны и на службе им за болезнью быть немочно и тем стрельцом и казаком велеть службу 2 на службу в свое место наймывати стрельцов же и казаков, а не гулящих людей, потому что гулящим людем службы не за обычай и в той Великого Государя службе чинитца налога и поруха.
И будучи ему, Офонасью, стрельцы и казаки на Государеве службе того беречи накрепко чтоб от нево службы стрельцы и казаки не бегали и нигде по дорогам не воровали и никово не побивали и кормов своих и конских ни у ково ничево даром не имели, а покупали кормы свои и конные ценою. А будет на которых стрельцов и казаков в грабежах и в ыных да [...] обидах будут челобит- чики и он, Офонасей, тех стрельцов и казаков от воровства отимать и смотря по вине наказанье чинить, а взятое сыскивая имать и отдавать назад тем людем у ково что будет взято.
Да и того ему над стрельцы и над казаки смотрить и беречь накрепко, чтоб они стрельцы и казаки в Енисейском продажново питья и блядни у себя не держали и вина не курили и зернь и карты не играли. Абудет хто учнет у себя во дворах вино курить или пиво варить и корчму и блядню у себя во дворах держать или иным каким воровством промышлять и Офонасью [...] (Л.65) А у ково корчемное питье вымет или питуха поимает впервые и ему на тех имати заповеди по два рубли четыре алтына по полуторе деньге, а на питухах по полуполтине на человеке. А у ково корчемное питье или питуха поимает вдругоряд и на тех заповеди имать вдвое. А у ково корчемное питье вымет в третье и на тех имать заповеди втрое да их же бити за воровство кнутом и сажать в тюрьму на неделю, а ис тюрьмы вынимая велеть давать на крепкие поруки с записьми, что им вперед тем не воровать, на продажею питья не держать. А что на ком заповедных денег возьмет и Офонасью деньги отдавать в Великого Государя в казну в съезжей избе стольнику и воеводе Кирилу Яковлеву.
А однолично ему, Офонасью, стрельцов и казаков ото всяково воровства унимать, на стороне нигде воровать не велеть да и самому ему, Офонасью, будучи у стрельцов и у казаков, никаким воровством не помышляти ж и изделей никаких на стольника и воиводу и на себя стрельцов и казаков делать не заставлять и посулов и поминков ни у кого ничево заемных памятей в долговых деньгах ни в каких (Л.66) долгех и никаких крепостей ни с ково не имати, насильства никакова никому не чинить. А будет Офонасей стрельцов и казаков от воровства унимать или корчемного питья3 выимать у них не учнет и от того учнет у них посулы и поминки иметь или сам учнет каким воровством воровать или насильство или продажю стрельцом и казаком или стронним людем чинить в том будут на него Великому Государю челобитчики и ему, Офонасью, за то от Великого Государя Царя и Великого Князя всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержца быть в опале.

У грамоты чсло тож. Припись дьяка Григорья Порошка.

РГАДА. Ф. 214. Сибирский приказ. Стб. 481. Л. 58–66. Подлинник.

Примечания:

1 Зачеркнуто: Тобольска.
2 Зачеркнуто: Великого Государя.
3 Зачеркнуто: у них.

Воспроизводится по:

Барахович П,Н. Служилое население Центральной Сибири в XVII столетии (Енисейский и Красноярский уезды). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. 2016г. С. 356–358

Категория: Акты исторические 1667г. | Добавил: ostrog (08.02.2017)
Просмотров: 2298 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]