Главная » Документы » Акты исторические 1650 -1659гг. » Акты исторические 1652г.

1652.01.25

1652 г., января 25. – Челобитная жителей Мангазеи о состоянии городских церквей *

Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии бьют челом холопи твои Мангазейсково города сотник стрелецкой Демка Тишков, съезжей избы подьячие Петрушка Шмаков, Митька Еутропьев, Нечка Тимофеев, пятидесятник стрелецкой Ивашко Яковлев сын Тотьма, десятники стрелецкие Устинко Степанов, Ивашко Сорокин, Шумилко Ортемьев да рядовые стрельцы Левка Васильев, Онтонко Аверкиев, Дружинка Нефедьев, Нехорошко Смагин, Васька Максимов, Оська Шутов, Ярофейко Петров, Калинка Иванов, Данилко Данилов, Ивашко Петров, Тренька Михайлов, Федотка Еуфимьев, Петрушка Володимеров, Суханко Елесеев, Васька Васильев, Марчко Иванов, Микифорко Микифоров, Ивашко Терентьев, Микифорко Павлов, Васька Сорокин, Лучка Марков, Мишка Федоров, Яраско Нарманской, Гришка Кондратьев, Офонька Ильин, Тимошка Сечеников, Митька Микитин, Тимошка Петухов, Гришка Иванов, Дорошка Устинов, Кирилко Кобылкин, Еремка Парфеньев, Ивашко Денисов, Омелька Григорьев, Якушка Моисеев, Васька Четверкин и все служилые люди Мангазейсково города сто человек, да сироты твои Мангазейсково ж города жилецкие люди Омелька Иванов, Нехорошко Патракеев, Крелко Давыдов.
В прошлом, государь, во 150-м году церковь живоначальные Троицы да приделы Николы Чудотворца и Бориса и Глеба в Мангазейском городе изволом Божиим згорела. И осталось, государь, в Мангазее на посаде две церквы: церковь Успения пресвятые Богородицы, теплой храм, да храм холодной Макарья Чудотворца Желтовотцкого. И тот, государь, Успения пресвятые Богородицы теплой храм ветх, стены и потолки огнили и обломались, и подперты многими подпоры, и в пределе Усекновения Ивана Предоотечи литоргии божии служить нельзе, потому что, государь, все огнило, и престол [157] и антимис и жертвеник в олтаре порушился. А Успенском, государь, во храму служить литоргии божии стало со страхом, с великою ж нужею, потому что в олтаре все огнило ж и потолок, и мост колыблется и сверху земля на престол и на жертвеник сыплется, и подпоры потолочные всегда выпадывают, и сверху капь безпрестани бывает.
А то твое царское богомолье строил в прежных годех торговой человек ярославец Аникий Скрипин и с ним торговые люди своими деньгами. А ныне то твое царское богомолье строить стало некем, потому что торговые и промышленые люди в Мангазею из Сибири морем ходить не почали. А в городе, государь, церковь Божия Троица живоначальная и пределы Николы Чудотворца и Бориса и Глеба спервоначалья строена твоею царскою казною, а нам, холопям твоим и сиротам, твоего царского богомолья строить стало некем, потому что людишка бедные, торговых и промышленых и жилецких людей в городе нет.
Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии, пожалуй нас, холопей своих и сирот, вели, государь, прислать в Мангазею на свое царское богомолье на строенье церковное своей государевы денежные казны, что ты, государь, изволишь: в городе храм поставить... [нрзб] живоначальную Троицу и пределы Николы Чудотворца и Бориса и Глеба по прежнему, а что, государь, за городом на посаде храм Успение пресвятые Богородицы стоит, и о том храму в том строенье, что ты, государь, укажешь.
Царь, государь, смилуйся, пожалуй.

РГАДА. Ф. 214. Стб. 408. Л. 481 — 482. Подлинник.

Примечания:

* Документ датируется на основании сопровождающей отписки воеводы И. С. Корсакова (РГАДА. Ф. 214. Стб. 408. Л. 357).
Челобитная жителей Мангазеи повествует о бедственном состоянии городских церквей. Самая ранняя кремлевская Троицкая церковь сгорела в пожаре 1642 г. Если к 1652 г., как следует из челобитной, она еще не была возобновлена, то в 1660 г. Троицкая церковь уже снова стояла в кремле и в ней проводил службы священник Ияков Никифоров (Ромодановская Е.К. Легенда о Василии Мангазейском // Новые материалы по истории Сибири досоветского периода. — Новосибирск, 1986. С. 197 — 198).
Успенский храм, построенный в 1626 г., к 1652 г. пришел в изрядную ветхость. Был ли он отремонтирован мирянами до оставления Мангазеи в 1672 г., неизвестно.
Не совсем ясно, когда и по каким мотивам была построена холодная церковь Макария Чудотворца Желтоводского (на посаде, недалеко от проезжих ворот Спасской башни). М.И. Белов высказал мнение, что в конце 1620-х гг. (Белов М.И., Овсянников О.В., Старков В.Ф. Мангазея. Мангазейский морской ход. С. 77). Бесспорно, что церковь Макария Чудотворца существовала до конца Мангазеи. В самой ранней редакции «Жития Василия Мангазейского» (1670-е гг.) есть такой эпизод. Мангазейский сын боярский Никифор Смирной был послан попом Тихоном (дело было в апреле 1670 г.) за новым гробом для переложения мощей Василия Мангазейского: «И как он, Никифор, вышел из градных врат, и бысть он, Никифор, близ церкви Макария Желтоводскаго...» (Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века. — Новосибирск, 2001. С. 349).
Решение по комментируемой челобитной в Сибирском приказе было однозначным: казна не собиралась тратить свои деньги на возобновление мангазейских храмов. Мангазейцам было указано церкви «строить мирскими сборы деньгами, как будет в приходе» (Белов М.И., Овсянников О.В., Старков В.Ф. Мангазея. Мангазейский морской ход. С. 77).

Воспроизводится по:

Обдорский край и Мангазея в XVII веке, Сборник документов. Екатеринбург, 2004. № 50. С. 156 – 157.

Категория: Акты исторические 1652г. | Добавил: ostrog (09.08.2014)
Просмотров: 1989 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]