1622 г. не ранее ноября
101. — Наказ из
Приказа Казанского дворца кузнецкому воеводе Е. И. Баскакову о
приведении к шерти
жителей Кузнецкого уезда, плативших ясак калмыцким
тайшам.
/л.
1/ ...2 В прошлом во 129 году
майя в 8 день3
писали ко государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии
из
Сибири, ис Томсково города, воеводы князь Иван Шеховской да Максим
Радилов: по
государеву де указу отпустили они Алтын-царя и Мугальские земли и
киргиских
послов ис Томсково города в их земли с томскими казаки, с десятником с
Ондрюшкою
Губкою с таварыщи, до киргисково рубежу. И Ондрюшка де Губка с таварыщи,
приехав
в Томской город, сказывали им, что они Алтына-царя и Мугальские земли и
киргиских послов до киргисково рубежу проводили. Да им же де Ондрюшка
Губка с
таварыщи сказали. — Приказывали де к ним в Томской город киргисково
рубежу
князек Курчейка по своей шерти, как он государю шертовал: говорят де
киргиские,
и басагарские, и кизыльские, /л.
2/ и кучюгуцкие, и братцкие, и
матцкие, и саянские, и арийские и иных многих землиц люди, и черные
калмаки, и
Каракула-тайша, что збираютца войском, а однолично де хотят на весну,
собрався,
приходить под Томской город и под Кузнецкой острог войною. Да
декабря в 7 день присылал из Белых Калмаков князек Абак в Томской город,
лрямячи государю: однолично де черных калмаков Каракула-тайша збираетца
на весну
под Томской город под Кузнецкой острог войною для того, что с Москвы
люди ево,
которых он, Каракула, послал ко государю к Москве в посольстве, к нему,
Каракуле, не бывали, а кочевать де ему около Томсково города по Томи
реке и до
Оби, а в.Томском городе служилых людей мало. И во 129 году ж по
государеву указу послана государева грамота в Сибирь, в
Тобольской город, к боярину и воеводам к Матвею Михайловичю Годунову с
товарыщи,
а велено им тотчас послать /л. 3/ в
Томской город на прибавку ис
Тобольска тобольских служилых людей 200 человек с вогненым боем, выбрав к
ним в
головы ис тобольских детей боярских человека добра, кому б государево
служивое
дело было за обычей, чтоб им одноконешно поспети в Томской город вскоре и
быти в
Томском городе для береженья от воинских людей и для приходу колмацких и
иных
скольких земель людей. И в прошлом же во 130 году ноября в 15
день писали ко государю царю и великому
князю Михаилу Федоровичю всеа Русии ис Тобольска боярин и воеводы Матвей
Михайлович Годунов с товарыщи, что они ис Тобольска в Томской город
служилых
людей дву сот человек не послали для того, что в прошлом же во 129 году
приезжали ис Томсково города в Тоболеск для хлебных запасов
/л. 4/
и денежные казны томские служилые люди, Титко Захаров с товарыщи, и
сказывали им
про приход воинских людей: в Томском городе по их поезд вестей не
бывало. И в
прошлом же во 130 году послана государева другая грамота, а велено им по
прежнему государеву указу послати ис Тобольска в Томской город служилых
людей
200 человек и быти им в Томском городе для колмацких и иных воинских
людей
приходу. И в нынешнем во 131 году сентября в 13 день писали ко
государю и великому князю
Михаилу Федоровичю всеа Русии из Сибири, ис Томсково города, воеводы
князь Иван
Шеховской да Максим Радилов, что ис Тобольска в Томской город служилых
людей дву
сот человек не присылывали, а в Томском городе служилых людей мало, а в
Кузнецком и в Чюлымском в острогах всего служилых людей по 30-ти человек
в
остроге, а больши де того послати в остроги ис Томсково города служилых
людей
неково. И в Тоболеск де они ис Томского города писали,
/ л. 5/
чтоб они прислали в Томской город служилых людей к том¬ским служилым
людем в
прибавку, и ис Тобольска де служилых людей не прислали. И з
нынешнем же во 131 году ноября в 10 день по государеву указу послана
государева грамота в Сибирь, в Тобольской город, к боярину и воеводам к
Матвею
Михайловичю Годунову с товарыщи, а велено им тотчас, по прежним и по
нынешней
государеве грамоте, послати ис Тобольска в Томской город тобольских
казаков и
стрельцов 200 человек с вогненым боем, а к ним велено выбрать в головы
ис
тобольских детей боярских человека добра, кому б государево служивое
дело было
за обычей, и велено им итти в Томской город наспех, днем и ночью, чтоб
им
одноконешно в Томской город поспети вскоре. А ис Томсково города велено
воеводам
князю Ивану Шеховскому да Максиму Радилову тех тобольских служилых людей
200
человек послати в Кузнецкой острог и быть им в Кузнецком остроге до
государева
указу. /л. 6/ А в
Казанском дворце боярину князю Ивану Михайловичи) Воротынскому, да
дияком
Ивану Болотникову, да Федору Опраксину, да Офонасью Истомину Томсково
города
казаки Ивашко Болодимерец с товарыщи в роспросе сказали: Кузнецкой де
острог
стоит на Томи реки, а от Томсково города до того острогу езду вверх
водою 6
недель, а сухим путем ис Кузнецково острогу до Томсково города 10 дён
ходу. А
около Кузнецково острогу на Кондоме и на Брасе4
реке стоят горы
каменные великие, и в тех горах емлют кузнецкие есачные люди каменье; да
то
каменье розжигают на дровех и розбивают молотами намелко, а розбив, сеют
решетом, а просеев, сыплют понемногу в горн, и в том сливаетца железо; и
в том
железе делают пансыри, бехтерцы, шеломы, копьи, рогатины, и сабли и
всякое
железное, опричь пищалей; и те пансыри и бехтерцы продают колмацким
людем на
лошеди и на коровы и на овцы, а иные есак дают колмацким людем железом
же. А
кузнецких людей в Кузнецкой земле тысячи с 3 и все те кузнецкие люди
горазды
делать /л. 7/
всякое кузнецкое дело, и ис тех кузнецких людей дают государю ясак
немногие
люди, которые живут блиско острошку, всего з 200 человек. А живут они в
горах, а
на горах ростет всякой лес, и тот лес розчищают, пашут пашни, сеют
пшеницу,
ячмень, конопли. А которые кузнецкие ж люди живут от Кузнецково острогу
далеко,
и теми кузнецкими людьми всеми владеют колмацкие люди и ясак с них емлют
собольми и железом всяким деланым. А государевыми людьми оборонити тех
кузнецких
людей некем, потому что в Кузнецком остроге людей мало, только ис
Томсково
города присылают служилых людей по 50 человек на год. А только де в
Кузнецком
остроге будет служилых людей 200 человек, и теми людьми кузнецкие люди
от
колмацких людей оборонятся, ясак учнут имати на государя. Да и колмацкие
де
многие люди будут под государевою царскою высокою рукою, потому что
колмацким
людем, опричь Кузнецкие земли, ни-какова оружья купити, не добыть
нигде. И по государеву указу послана государева грамота в
Кузнецкой острог к воеводам к
Тимофею Бобарыкину да к Осипу Оничкову, а велено им: как тобольские
служилые
люди в Кузнецкой острог /л. 9/
приедут, и им велено тем служилым
людем быти в Кузнецком остроге. А томских служилых людей, годовальщиков,
которые
ныне в Кузнецком остроге, отпустити в Томской город, а отпустя их,
оставить в
Кузнецком остроге тобольских служилых людей, с кем мочно им в остроге
быти, а
достальных всех тобольских служилых людей велено послать в Кузнецкой
уезд и
кузнецких ясачных людей, которые государю непослушны, ясаку не дают,
приводити
под государеву царскую высокую руку к шерти ласкою. А приведчи их к
шерти,
велено с них ясак на государя собрати, с ково колько мочно взяти, чтоб
их не
ожесточить, и велено их от колмацких людей оберегати, чтоб им от
колмацких людей
обиды никоторые не было. А будет которые кузнецкие есачные люди ясаку
государю
давати не учнут, или колмацкие люди учнут в которых кузнецких людей
вступатца,
ясаку им давати государю не велят, и им велено над теми кузнецкими и над
колмацкими людьми промышляти, сколько милосердый бог помочи подаст,
смотря по
тамошному делу, чтоб над кузнецкими /л.
10/ и над колмацкими
людьми поиск учинити, а себя б оберегали, чтоб они в Кузнецкой земле
ходили
бережно и усторожливо, и от кузнецких .и от колмацких людей оберегались,
чтоб их
Оманом не побили и лиха какого над ними не учинили. И Овдокиму
Ивановичю Баскакову, приехав в Кузнецкой острог, взяти у воевод у
Тимофея Бабарыкина да у Осипа Оничкова тобольским служилым людем имянную
роспись
и пересмотрити их всех на лицо, а пересмотря и смотря по вестям, только
будет не
чает приходу воинских людей, розведав о том подлинно, оставити в
Кузнецком
остроге тобольских служилых людей, /л.
8/ с кем мочно в Кузнецком
остроге быти, а достальных всех тобольских служилых людей послати в
Кузнецкой
уезд. И кузнецких ясачных людей, которые государю непослушны, ясаку не
дают,
велети их приводити под государеву царскую высокую руку к шерти ласкою; а
лриведчи их к шерти, велети с них ясак на государя собрати, с ково
колько мочно
взяти, чтоб их не ожесточити, и велети тех кузнецких людей от колмацских
людей
оберегати, чтоб им от колмацких людей обиды никоторые не было. А будет
которые
кузнецкие ясачные /л. 11/ люди
ясаку государю давати не учнут, или
колмацкие люди учнут в которых кузнецких людей вступатца, ясаку им
давати
государю не велят, и Овдокиму велети над теми кузнецкими и над
колмацкими людьми
промышляти, сколько милосердый бог помочи подаст, смотря по тамошному
делу,
что[б] над кузнецкими и над колмацкими людьми поиск учинити, а себя б
уберечи. И
велети им в Кузнецкой земле ходити бережно и усторожливо, чтоб их оманом
не
побили и лиха какого над ними не учинили. А однолично б Овдокиму
кузнецких
ясачных людей –всех привести под государеву царскую высокую руку и ясак
имати на
государя собольми и всякою мяхкою рухледью, и шеломами, и рогатинами, и
саблями,
кому чем мочно ясак государю давать. А колмацким бы людем отнюдь ясаку
давати не
велети и с колмацкими людьми торговати им, опричь соболей, железом,
шеломами и
пансырьми, и рогатинами, и саблями не велети, а ве[лети] служилым людем
[кузнецких ясач]ных людей от кол[мацких людей оберегати]... чтоб
отнюдь...5
По
склейкам скрепа: Диак Иван
Болотников.
ОРГПБ, Собрание грамот, № 202,
лл. 1—7, 9, 10, 8, 11. Подлинник.
Опубл.: «Сборник
князя Хилкова», СПб., 1879, № 68, стр.
188—194.
Примечания.
1
Датируется по упоминанию числа в
тексте. 2 Начало документа
утрачено. 3
См.
док. № 53 в сборнике документов "Русско-монгольские отношения.
1607-1636".
Москва.1959 г. 4 Так в тексте -
Надо: Мрасе 5 Конец документа
утрачен.
Воспроизводится
по:
Русско-монгольские отношения.
1607-1636. Сборник документов. Издательство
восточной литературы. Москва.1959 г. |