Главная » Документы » Акты исторические 1620 -1629гг. » Акты исторические 1622г.

1622.01.13
1622г. января 13. – Наказ Нарымскаго острога воеводе Василью Янову 1622 года, о ясачном и денежном сборе и казенном xлебопашестве.

Лета 7130 году, Генваря в 13 день, Государь, Царь я Великий Князь Михайло Федорович всеа Русии, велел воеводе Василью Федоровичу Янову быти на своей Государеве службе, в Сибири, в Нарымском Остроге на Иваново место Хомякова Языкова, а Ивану Хомякову Языкову велети ехати к Москве; и Василью приехав в Нерымской острогь взяти у Ивана Хомякова Языкова острог, и на остроге наряд, и в казне зелье, и свинец, и ядра и всякие пушечные запасы, и в Государеве казне деньги и мяхкую рухледь, и в житницах всякие хлебные запасы, и книги приходу и расходу деньгам и хлебным запасом и всякой рухледи, и Государевы прежние подлинные наказы, и грамоты о всяких Государевых и о земских делех и служилых людей по росписи, да по тем Государевым по прежним наказом, и по грамотам и по сему Государеву наказу и по грамотам, каковы учнут к нему в перед приходити, Государевы всякие дела, делати и искати Государю во всем прибыли; а по книгам, что збирано при Иване Хомякове Языкове в приход, в деньгах и в мяхкой рухледя и во всякой Государеве казне и в хлебных запасех Ивана счесть, да что в прочет, и то на Иване доправити, да счета прислати к Государю к Москве, в приказ Казанскаго дворца. А напредь всего велети быть Нерымскаго уезда Князем и Мурзам и Татарам и Вогуличам в город [5] из волости человека по два и по три, а самому в те поры быти в съезжей избе урядяся в цветном платье, и служилым людем велети быти в цветном же платье с оружием. А как ясачные люди сойдутся и Василью ясашным людем сказати Государево жаловальное слово, что Государь Царь и Великий Князь Михайло Феодоровичь всеа Русии их пожаловал своим Царским жалованьем, велел их держати в своем Царском милостивом призренье, и ясаки с них велел имати рядовые, а вновь за посмех прибавливати невелел; и ониб жили в Царском жалованье в тишине и в покое безо всякаго сумнения, и збирая с себя Государев ясак привозили в Нерымской острог сами, по прежнему Государеву указу оклады свои сполна на срок, чтоб им от сборщиков налогов не было. А сказав им Государево жаловальное слово, велети их накормити и напоити довольно Государевыми запасы. А будет ясачные люди сами з Государевым ясаком в город на срок приезжати неучнут, и Василью по тех ясачных по ослушников велети посылати приставов, а велети их высылати з Государевым ясаком в Нерымской острогь и избирати ему Государеву ясачную и поминочную казну по окладу сполна без недобору, с великим раденьем, не оплошно, а збирая присылати ко Государю к Москве в Казанской дворец. А Нерымским служилым людем и ружником и оброчником сказати Государево жаловальное слово, что Государь, Царь и Великий Князь Михайло Феодоровичь всеа Русии их Нерымских служилых людей и ружников пожаловал, велел им дати свое Государево денежное и хлебное жалованье на нынешней на 130 год оклады их сполна; а сказав им Государево жаловальное слово велети им роздати Государево денежное и хлебное жалованье из тамошних Нерынских доходов, и хлеб из тамошние пахоты в из присыльных денег и из хлебных запасов, которые деньги и хлебные запасы пришлют из Тобольска, по их окладом по прежнему в туж меру, в которую давали преж того при Иване Хомякове Языкове, и во всем служилых и торговых и всяких людей Государевым жалованьем обнадеживати и ведати ему их, а судити и росправа меж всяких людей чинити без волокитно в правду по сему Государеву указу. А что в Нерымском, в вынешнем в 130 году, будет всяких окладных и неокладных денежных доходов и хлебвых запасов порознь, и что Нерымским служимым людем и ружником на жалованье и на всякие расходы выдет, и то все велети писати в книги и в сметные списки подлинно порознь, и служилым людем и ружником и оброчником имянные книги з денежным и с хлебными оклады и сметные списки деньгам и хлебу заделав присылати ко Государю к Москве в Казанской приказ. А в сметных списках велети росписывати таможенные, и всякие мелкие расходы порознь, что в котором году будет в зборе каких денежных дохо-[6]дов порознь окладных и неокладных денег тамошних доходов, и что будет какова хлеба тамошние пахоты, и что будет в присылке денег и хлеба с Верхотурья и из Тобольска. А над пашенными крестьяны у Государевых десятин надзирати ему Василью самому и уложити пашню на Государя пахати, смотря по семьям и по прожитком, чтоб в пашне в Нерымском остроге учинити Государю прибыль и вновь пашенных крестьян прибавливал называл на льготу и из подмоги, а подмогу давати с порукою смотря по людем, на ком бы мочно впред взяти. И о том бы ему Василью однолично порадети, что б в Нерымском остроге пашни перед прежним прибавити слишком, и прикащика к пашне выбрати из служилых людей человека добра и пряма и наказ ему велети дати, и сверх наказу приказати на крепко, что б он о Государеве пашне радел, пахати и сеяти велел во время, не спустя посевнаго времени, и упахивати бы Государеву пашню велел гораздо на мягко, что б груд и не ораных мест на пашне небыло; а как аже даст Бог, хлеб поспеет, и он бы потомуж велел жать во время, и в скирды, и в одонья велел скласти на высоких и на холмоватых местах, что б хлебу и сысподи водою не подмочило, а у жнитвы и у кладенья и у молотьбы велети с прикасчиком быти попом и старостам и целовальникам, выбрав лучших людей; а из соломы велети вымолачивати гораздо, и из ухоботья и из мякины велети вывеивати до чиста; и того береги на крепко, что б однолично Государевым хлебом нихто ни какими мерами не корыстовался и истери б Государеву хлебу отнюдь нигде ни какие не было. И к служилым людем и к пашенным крестьянам и к ясачным ко всяким людем держати ему привет и ласку, и от обид беречи всяких людей, и продажи им неделати ни в чем, и посулов и поминков ни у кого ничево не имати никоторыми делы, и во всем Государю искати прибыли, а тягости и налогов никому неделати, да о всем о том писати ко Государю Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичу всеа Русии к Москве, а отписки велети отдовати в приказе Казанскаго дворца боярину Князю Ивану Михайловичу Воротынскому, да диаком Ивану Болотникову да Федору Апраксину; а на прошлые годы по 130 год служилым людем и ружником и всяким охотником Государева денежнаго и хлебнаго жалованья давати и вновь прибавливати ни кому не велети. Да память Василью Федоровичу, в нынешнем во 130 году, Октября в 29-й день, послана к Ивану Хомякову Языкову грамата, а велено ему сыскати окладные деньги а сметные списки черные со 121 году по 130 год, и выписати прошлых годов доимку по рознь, и допросити подьячих, которые были у дела, для чего они прошлых годов в ясачных и в сметных списках ясачные и поминочные и десятинные мяхкие рухледи по рознь нерасписывали, и [7]сколько в котором году собрано по окладу или без окладу, или чего недобрано, и для чего недобрано год перед годом, или в котором году мяхкие рухледи ясачные и десятинные прибрано и ис чего прибрано или недобрано, и сыскати велено всякими людьми и ясачными Татары и Остяки, с которых Государев ясак збирают, для чего прежние воеводы недобирали, и мочноли в пред добрати, и со 121 году по 130 год окладные книги ясачных людем и мяхкой рухляди велено зделати. А велено во кладных книгах ясачную и поминочную и десятинную мяхкую рухлед взяти и доимку росписати по годом по рознь, да и денежным доходам и хлебным запасам велено зделати со 121 году по 130 год сметные списки, что в которым году собрано каких окладных и не окладных денег и хлеба и ясачные и. поминочные и десятинные мяхкие рухледи по окладу, или чего недобрано, для чего недобрано перед прошлым годом, или будет в котором году каких денег и хлеба и мяхкие рухледи прибрано, и для чего недобрано, по томуж велено росписати по годом взяти и доимку и прибыль, в коем году перед прошлым годом в деньгах и в хлебе и в мяхкой рухледи прибыло или убыло, и с чего прибыло или убыло, и росписати велено денежные доходы и хлебные запасы и мяхкую рухледь взяти и доимку и прибыль по рознь по годом, что котором году денежных доходов собрано, и сполнали собрано и мочно ли ныне та доимка на тех людех мяхкая рухледь и деньги и хлеб взяти. Да будет по сыску обявитца в доимке деньги и хлеб и мяхкая рухледь на Русских людях и на Татарах и на Вогуличах взять будет на тех людех мочно; и на Русских людех велено тое доимку деньги и хлеб и мяхкую рухледь доправити, а на ясачных людех велено собрати на ком мочно взяти, чтоб тем ясачких людей не ожесточить и не отогнать, чтоб и в пред ясачной збор не залег. Да что которово году у прошлых лет и на ком именем, или которые волости на ясачных людех Государева ясаку и поминков и на Русских людех денег и хлеба возмет или чего недоберет, и то все велено писати в книги и в сметной список подлинно порознь, да тое рухледь велено прислати ко Государю к Москве, а недоборному ясаку и поминком прошлых годов окладные книги ясачным людем и ясаку и поминком, по чему вперед имати, и сметные списки деньгам и хлебу велено послать в Тоболеск, а в Тоболеск боярину и воеводам Матвею Михайловичу Годунову с товарыщи велено зделать оклад и книги ясачным людем и ясаку, и недоборной мяхкой рухледи прошлых годов книги и сметные списки деньгам и хлебу, и прислати ко Государю к Москве. Иван Хомяков Языков недоборной мяхкой рухляди прошлых годов ко Государю к Москве неприсылывал, и в Тоболеск окладные деньги, мяхкой рухледи и сметные списки деньгам и [8] хлебу послал ли, или не посылал; и Василью приехав в Нерымской острогь взяти у Ивана Хомякова Языкова недоборную мяхкую рухледь прошлых годов, что у него в сборе есть, и той рухледи подлинную роспись по годом, и прислать ко Государю к Москве в Казанской дворец. А окладные книги мяхкой рухледи и сметные списки деньгам и хлебу с 121 году по 130 год, взяв у Ивана, послать в Тобольск к боярину и воеводам к Матвею Михайловичу Годунову с товарыщи; а будет у Ивана те книги и сметные списки не зделаны, Василью те книги и сметные списки велеть зделать Ивану Хомякову Языкову; а как Иван книги и сметные списки зделает, и Василью потомуж те книги и сметные списки взяв у Ивана послати в Тобольск, да котораго числа в с кем именем недоборную мяхкую рухледь взяв у Ивана к Москве пошлеть и окладные книги и сметные списки со 121 году по 130 год в Тоболеск пошлеть, и ему о том отписати ко Государю к Москве, а велети отписку и рухледь отдати в Казанской дворец боярину Князю Ивану Михайловичу Воротынскому да дьяком Ивану Болотникову, да Федору Апраксину.

На обороте столбца по склейкам помечено: Дьяк Иван Болотников.

Воспроизводится по:

Временник Императорскаго Московскаго общества истории и  древностей Российских. Книга 17-я. Москва. 1853г.

Стиль, пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.

Сетевая версия – В. Трухин, 2012
Категория: Акты исторические 1622г. | Добавил: ostrog (29.06.2012)
Просмотров: 2425 | Теги: острог, яск, Хомяков, хлебопашество, наказ, воевода, Янов, сбор, Сибирь, Нарымский | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]