Главная » Документы » Акты исторические 1610 -1619гг. » Акты исторические 1616г.

1616.12.15

1616 г. декабря 15. — Донесение послов к Алтын хану, отправленных в 1616 году, объявленное томским воеводам Боборыкину и Хрипунову.

Лета 7125 году декабря в 15 день, в съезжей избе воеводе Федору Васильевичу Боборыкину, Гаврилу Июдичу Хрипунову, сказали в распросе Тарскаго города атаман Василей Тюменец, да тюменской десятник Литовский Иван Петров с товарищи: как де мы из Томскаго города пришли в киргизскую землю, и нас де в киргизской земли стретили золотаго царя (Алтын-хана) люди, Танбык мурза, а с ним 30 человек и взяли де нас на свои руки, и вели де нас к золотому царю Кункончую 1) дорогою с великим береженьим, и честь над нами держали. А взяли де мы из киргиз к толмачам переводчика киргизсково лутчево князка Кару. И как де мы пришли в саянскую землю к лутчему князку Кара-Сакалу, с товарищи; и Кара-Сакал учал де нам говорить и распрашивать, какие де вы люди, и от которово царя идете. И мы де Васька, Ивашко Кара-Сакалу сказали: что де мы идем от великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всеа Руси самодержца. И князек саянской земли Кара-Сакал и своими саянскими людьми нам дали корм и подводы с радостию; и учали де говорить, ради де мы такому великому государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всеа Руси служить и прямить. И как де мы пришли в Мацкую землю, и Мацкой де земли князек Кундучек проводил нас за государевою казною с радостью и до золотово царя Кунканчея. И как де мы пришли к золотому царю Кунканчею в улусы, и против де нас золотой царь выслал стречать большево князя [207] царевича Калтай-течю с лутчими мурзы. И корм де и питие выслал по своей вере, и велел нам поставить особную избу поблиску себя; а князь и мурзы на встречи нам сказали, золотой де царь Кунканчей велел де вам избу поставить поблиску себя потому, что де вы великаго государя люди. А велел де нас взять к собе на очи, на другой день, а сказал: что де те люди от иных послов разнились, зде люди от великого государя от белово. А посольство де золотой царь принимал у Кутукты, своими лутчими князи и с мурзами, а с ним де, с золотым царем у посольства был желтова царя, князь Кошучин, да с царем же де у посольства был Танбык мурза, и по их де вере Кутуктины крылашеня все были. И мы де великого государя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Руси титлу перед золотым царем вычли, и царское величество возвышали, и про иные де цари и царевичи, и про короли про королевичи, которые государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всеа Руси служат, сказывали противу титлы, и возвышали государя царя в великого князя Михаила Феодоровича всеа Руси. Титлу велели подячему вычесть, и золотой де царь Кунканчей против царскаго величества титлы шапки привзнял. А желтова де царя князь Кошучин и золотаго царя Кунканчея мурзы шапки сняли против царского величества и титлы: и золотой де царь Кунканчей сказал: рад де я такому великому государю белому царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всеа Руссии самодержцу и с своими людьми служить и прямоти. И мы де Васко да Ивашки говорили золотому царю Кунканчею, чтобы он царь Кунканчей с своими людьми и со всеми своими улусы был под государевою царевою и великаго князя Михаила Феодоровича всеа Руссии высокою рукою, и емуб государю служил и прямил; и золотой де царь Кунканчей, и желтова царя князь Кошучин говорили: ради де мы белому великому государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всеа Руссии самодержцу служить и прямить. И потом, де государю шертовали, и веру утвердили по своей буcорманской вере, подымали на руки чесно своего бога и со всем Кутуктиным крылосом. И после де посольства золотой царь Кунканчей нам Ваське и Ивашку сказал про Кутукту: то де [208] у нас по нашей вере Святой, а прислан де он Кута из Лабинскаго государства, а как де тот Кутукта родился, и он де грамоте умел да жил де он от роженья своего три годы, да умер; да лежал де он в земле пять лет мертв, да ожил де, да опять по старому и грамоте уметь стал, людей своих по старому стал знать. А у того Кутукты по своей вере бога их и колокола и книги. А царь золотой Кунканчей у посольства был в цветном платье, в золотом атласе, а желтово де царя князь Кашучин в золотой камле, а мурзы де были в цветном же платье.
И как де мы отправя царское посольство, и поднесли де мы государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всеа Руссии жалованье дары золотому царю Кунканчею, и золотой царь Кунканчей царское жалованье дары принял с радостию, и нам де воздал честь и корм и питье по своей вере, и приставил де лутчево мурзу Манза, и приказал де тому мурзе Манзею, чтоб де было для таково великово белаго государя бережно и честно его государевым послам, для того, что де я слышу противо великово белово государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Руссии, что де он государь больши на земле всех нас царей, и велел де нам Ваське да Ивашке корм и питье давать довольно, и нас де Ваську да Ивашку отпустил с великою честью не задержав, и с нами де послал послов своих к государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всеа Руссии, и приказал де, чтобы белово великаго государя послом было чесно по всем моим улусам. А ехали же мы ево улусами десять ден.
И при их-де житье и про ратные бои проведывали, и золотаго-де царя веру мы Васька да Ивашко видели. А избы де у него холстяные, а кочують-де на верблюдах, и житье-де видели золотого царя, и про иные государства распрашивали. А бой-де у золотова царя лучной. И были-де у него, у золотова царя, иных государств люди, и про их-де государства мы распрашивали. И они-де нам сказывали, есть-де у них китайское государство, и царь-де у них есть, а имя ему китайскому царю Танбын. А китайское государство стоит на край губы морской, а город-де кирпишной, а около-де города [209] ходу конем десять ден. А бой-де у них в китайском государстве пищали и пушки. А под Китай де приходят судь большие парусами, и на них-де люди торговые, а на судне-де человек по двесте и по триста. А платья-де они носят с бухарской статьи. Ходу-де от золотово царя до Китая конем месяц; а рек-де больших нет, а место-де ровное, а гор нет. А киргискова-де государства люди при нас у золотово царя были, мы де Васька да Ивашко про китайское государство распрашивали, и они-де нам сказывали, что у нас-де в Китае царь есть, а имя ему Акбарык, а город-де каменной; а бой-де ратной — пищали да пушечки.
Да были де у золотово царя Топинсково государства люди, и мы де про Топинское государство у них распрашивали, пока де нам сказали, что у них в Топинском государстве два царя, а имя де им одному царю Ишим, а другому царю Батыр, а городы де у них каменные и деревянные, а бой де в Топинском государств пищали и пушечки. Да были де у золотово царя при нас желтово царя люди, и мы де Васко да Ивашко про их царство распрашивалиж, и они де нам сказали, что у них царь есть, а имя де ему жолтому царю Кулачин; а город де у них кирпишной, а бой у них огненной пищали да пушечки. Да были де у золотово царя при нас же при Ваське, да при Ивашке Калканскова царя люди, и мы де у калканских людей про их царство распрашивали ж, и они де нам сказали, что у них царь есть, а имя де ему Конденечукур, а царство де у них кочевное, а кочуют де на верблюдах, так же как и Алтын царь кочует, а бой у калканских людей лучной.
А меж-теми де государствы войны нет, а всех де тех царей люди промеж себя торгуют, и посольством ходят, и торговые де люди промеж их ходят же. А все те де цари на полуденной стороне, лишь де только один царь калканской на восточной стране.
Да в теж де поры прилучились у золотово царя Кунканчея люди, и они де золотому царю сказывали, что де нас киргиских людей русские люди воюют, и золотой де царь Кунканчей киргисским людям сказал, только де вы впредь под [210] царскою высокою рукою не учнете быти, и ему де государю не учнете служити, или де над русскими какое дурно учините, ино де и яз велю до единаго человека высеча.
А из Киргиз де мы Васько да Ивашко ехали до золотова Царя конем месяц; а ехали де мы от киргиз десять ден каменными горами и бывали де полаты а нынче де то место пусто. Им де Васько да Ивашко про те полаты распрашивали золотова Царя старых людей; и они де нам сказывали про те полаты, что де тут живали китайские, и золотова царя люди. Ак золотому де царю мы Васько да Ивашко пришли за неделю до Дмитревской Субботы: а жили де у царя восем ден, а царь де золотой нас де от себя отпустил в Митревскую Субботу. А как де мы к золотому царю шли, и мы де проехали трои снежныя горы; а где де царь кочует, тут де снег и зима не бывает. А из Томсково де города едучи до Киргиз: первая река Ея до река Кея, да река Ургона, да река Июис, да река Енисея. А от киргиз к золотому царю едучи река Ас Кас да река Абакин, да река Частые броды, а та река течет каменною щелью, а тою щелью ходу конем три дня, да река Кантери да река Камчига. А по Камчиге кочует золотой царь...
... А поехали де мы золотова царя у озера, а имя ему тому озеру Унса, а у того озера гора соляная, а имя ея Кухей.

1) Кункончуй есть прозвище монголское, а по-киргизски он прозывался Алтын-ханом, что в переводе значит золотым царем.

Воспроизводится по:

Андриевич В. К. История Сибири. СПб., 1889. Ч. 1.

Стиль, пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.

Сетевая версия – В. Трухин, 2012

Категория: Акты исторические 1616г. | Добавил: ostrog (22.03.2012)
Просмотров: 1172 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]