[1699г. август] — Расспросные речи удинского стрелецкого пятидесятника С. Сенотрусова о восстании в Удинском остроге и о других событиях, связанных с восстанием забайкальских острогов
/л. 54/ Удинской же пятидесятник Семен Сенотрусов допрашиван в Удинску на съезжем дворе перед иркуцким сыном боярским пред Андреем Москвитиновым с товарыщи, а в допросе сказал в божию правду. В прошлом де 204 году в феврале месяце у удинских стрельцов было смятение, а не бунт, а от кого то смятение у них учинилось и хто у них был в завотчиках, про то он, Семен, не знает, потому что де у них, служилых людей, на него, Семена, было челобитье в том, бутто он, Семен, служилых людей называл ворами и за то они, служилые люди, ево, Семена, ни к каким советам не призывали и не припускали. И он, Семен, на совет к ним де не приходил, а на совет де они збирались и советовали в зимовьях, и кого они к себе подговаривали к совет[у] или нет, и по неволе кого к советам имал[и] или нет, и того он, Семен, не знает же, потому что у него с ними было, служилыми лю[дьми], не в совете на служилых де селенгинских и удинских меж собою договорное письмо бы[ло] о добром деле, а не о грабежу и не о бунту. А то [де] договорное письмо было в войсковой коробье у [Але]ксея Княжева, а ныне де то договор[ное пись]мо в коробе есть или нет, про то [он не ведает. А] приказных де людей Андрея Бе[йтона] великого государя своим самовольс[твом за ка]раул садили, приехав з запасно[го дощаника] удинские служилые люди [...2] приезжал, и того он не знает... Слышал он, Семен, приезжал [с запасного] дощаника удинской стрелец.... ров с товарыщем и ево, Андр[ея Бейтона сажал] за караул. А на дощанике де был [удинской] десятник Моська Бори[сов] [...3] с приказу самовольство[м] [...3] Андреево место преж [...3] [стрель]цы выбрали на при[каз пятидесятника] Максима Посельского [...3] стрельцы, не поверя прежним [...3] быть на приказе Мак[симу Посольскому] [...3] /л. 55 / от себя на приказ же в товарыщи Максиму Посельскому пятидесятника Моську Борисова, и крычал де Алешка Уваров, чтоб быть на приказе одному Моське Борисову и выбор бы дать на одного ево Моськино имя. И сидел де он, Максим, на приказе недолгое время и новоприборные де служилые люди ему, Максиму, от приказу отказали, для того бутто на него, Максима, холоп ево Максимов Ганька Безпутин сказал государево дело, и тем ево, Максима Посельского, от приказу новоприборные стрельцы отлучили. А хотел [и] было они нас в особой выбор писать на одного Моську Борисова и стар[ые] де [ка]заки особого выбору на Моську Боисо[ва н]е дали и в выбор писатца не стали. И он де, Моська Борисов, после Максима Посельского сидел на приказе самовольством, и Алешка де Уваров да Ивашко Лосев угрожали им, старым казаком, смертным убийством и хотели садить в воду за то, что на Моську Борисова на одного выбор [не] дали. А из-Ыркуцка де от Афонасья Савелова для розговору в Удинской отставной сын боярской Иван Перфи[рьев] да протопоп Петр с-ыркуцким[и служи]лыми людьми приезжали и говорил [и что бы] служилые люди от злаго начина[ния] [... 1] [от]стали и служили бы великому [государю бе]зо всякие шатости верно и [удинские слу]жилые люди против того [посылали к Ивану Пер]фирьеву и протопопу Петру [...2], забыв де страх божий Афон[асий Савелов], потому что де он емлет у слу[жилых лю]дей из государские милости из де[не]ж[ного жалования] скупы большие, по рубли и п[о два], а от хлебного жалованья [по полу]окладу и по полному окла[ду] [...2] великого государя протопопу Пе[тру и Ивану] Перфильеву против их речей во все[м бы] ли послушны и таких речей не говаривали у[динские стрельцы] как де захотят, так и делают и живут и в-Ыркуцкой многолюдством иттить, таких похваль/л. 56/ных речей не говаривали ж, и иркуцких жителей побить и пограбить не хотели, только де говорили удинские стрельцы Алешка Уваров да Васька Каленой — зачем де и с таким делом не приехал Александр Курдюков или Яким Самойлов, а до ево де Афонасьева приезду, при сидение стольника и воеводы князя Ивана Петровича Гагарина служилые люди денежным и хлебным и соляным жалованьем пожалованы были, а при ево де Афонасьеве сиденье денежным и хлебным жалованием сполна не пожалованы, а которых и жаловал, и с тех имал он, Афонасей Савелов, от денежного и от хлебного жалованья скупы по рублю и по 2 и больши, также и от хлебного жалованья имал же с него де, Семена Сенотрусова, от денежного жалованья с полуокладу взял он, Афонасей Савелов, рубль, а от хлебного жалованья с окладу взял половину окладу. И в прошлом же де 204-м году в марте месяце в Удинском к Андрею Бейтону на двор Петрушка Арсеньев приходил или нет и говорил ли ему какие непристойные речи и посылал ли он каки [е... ста]ницы по Гришке Турчанинове с[еленгинских] казаков, и про то он, Семен, не знает. [Да] он, Семен, слышал у него, Петра Ар[сеньева] у часовни у креста, говорил он, Пе[тр, хо]тел он отомстить недругом [...1] свои досады. Да он же де Пе[тр Арсе]ньев вышед на торг у служ[илых людей] ис пограбленых животов [Василия Арсеньева] ево паю просил на брата ево [его на Степана] Стансупова, а не на себя. [Служилые] люди паю ему Петрушке [...3]та ево Степана Стансуп[ова ...1] дал [... 1]. Он же, Петрушка Арсенье[в] пограблены[х] животов покупал ли и за долги брал ли и торговым людем запродавывал или нет, и про то он не знает. Да он же, Петрушка Арсеньев, говорил и научал служилых людей, чтоб взять вино стольника и воеводы Антона Савелова, которое вино в остатке в Троецком монастыре у игумена Мисаила, да и то он, Петрушка, /л. 51*/ говорил же, хотя де ныне казаки вина и не возьмут и зберутца де селенгинские казаки, и то де вино взято ж будет. Да он же, Петрушка, говорил ли, что поднимает ли де дощоник 300 человек, которой стоит в порве у Байкала моря, и тое речи он, Семен, не слыхал. Да ево ж де, Петрушку Арсеньева, селенгинские казаки выбирали в челобитчики к Москве, а в посылке де он, Петрушка, у них был, а зачем ево переменили и в челобитчиках к Москве не послали, и про то он не ведает. И в 204 же году марта в 17 день слышал де он, Семен, от удинских стрельцов — приезжал де из Селенгинска в Удинской селенгинской казак Васька Творогов з грамоткою, а об чем и что в той грамотке писано и кому он, Васька, в Удинску в полку грамотку подал, и хто у него принял и из Удинского писали ли от себя ис полку в Селенгинской к казакам грамотку или не писал из тех человек удинских стрельцов Алешку Уварова да П.... ошку Назарова посылали или нет, а про т[о о]н, Семен, не знает, потому что ево, Семена, по недружбе ни к каким советам непризыв[али]. [Марта] в 19 день удинские служилые [люди погра]бленые животы Василья Арсень[ева] поделили, а те животы п[овелели де]лить Моська Борисов, Алешка Уваро[в], Петрушка Каинов, Мишка Трофимов, Власка Воронин, Ивашко Трошин с товарыщи новоприборными стрельцы, да Сенька Белевцов и много кры[чали], чтоб те животы Василья Арсеньева меж себя поделить. Да крычал же о делу стрелец Данилко Вык, а старые де казаки и стрельцы много говорили, чтоб тех животов не делить и положить до указу великого государя в казну. И за ту речь он, Моська, с товарыщи с новоприсланными стрельцы старых казаков и стрельцов били палками насмерть и к делу гонили и пай велели имать в неволю, и старые де казаки и стрельцы боясь смерти и уб[ойства] /л. 58/ в неволю пай брали. Да у них же Моськи Борисова заведены были круги на базаре, и кого возьмут в круг по делу и не по делу, и били палками ж в кругу насмерть. А палки название у них было палкам — карши. А утвержение у них было, кого доведетца в кругу у них бить, по 3 удара всякому человеку, а хто у них в кругу не похочет бить, и тем людем угрожали самех в круг имать и каршами бить. А в тех кругах биты у них удинские стрельцы Гришка Бармаков, Мишка Дворников, подьячей Моська Посельской, а иные хто бит, и того не упомнит. И после де того времяни почали старые казаки говорить, что у него, Моськи Борисова, с новоприборными стрельцы чинитца непригоже и в кругах почали бить насмерть за напрасно и унимат[ь] от такова дурного дела и от кругов и от убийств[а]. А буде хто чем будет винен и в том бы на то[го] человека бити челом великому государю, а не в круг имать и каршами не бить и собою не управлив[ат]ца. И с того де числа у них круги престал[и] и каршами бить не стали. И после де то[го] времяни, будучи Моське Борисову с[амоволь]ством в Удинску на приказе и обманом [зазвал] ево, Семена, он, Моська Борисов, на государев [двор] и почал ему, Семену, говорить Моська Борисов и посылать неведомо в какой поход глухою статьею, и он де, Семен, против того ему, Моське, гов[о]рил, что без указу великого государя и без иркуцкие памяти в поход не похотел итти, и за ту речь удинские стрельцы выскоча ис казенки с поленьем Мишка Трофимов, Данилко Фык, Петрушка Каинов, Ивашко Щербаков, Ивашко Прошин, Власко Воронин почели бить насмерть и увечить и вытащили вон в сени, и в сенях говорили Мишка Трофимов да П[е]трушка Каинов — стащим де ево на задней двор и убьем досмерти, что де на себя и оставливать, и ухватили де ево, Семена, в сенях за ноги удинские ж стрельцы Тишк[а] Выходцев да Микишка Башкир, и вытащили на переднее крыльцо на перила и отпустил[и], /л. 59/ и они от смерти свободна учинили и отня[ли]. А з делу де ему, Семену, паю досталось из животов Василья Арсеньева 50 горностаев, 2 пупка собольи, полтораста белок, а те де белки и горностаи и пупки для своей скудости продал промышленным людем, а как их зовут, того он не упомнит. А ходили те промышленные люди в Китай в 204 году в рабо[те] у Игнатья Байдерекова, а осталых у них товаров не было, и в особой анбар за свой караул и печ[ать] не кладывали и на селенгинских служилых людей паев не откладывали. А как де из Селенгинска и из Удинска пошли к Москве челобитчики, и в то де число тех же животов с продажи селенгинским челобитчикам на подъем дали 100 рублев денег. И того же де числа из-Ыльинского в Удинской с ведомостью приезжал Ильинского острогу служило[й] человек Стенька Охера и говорил, что де Ильинско[го] острогу служилые люди за Гришкою Турч[е]ниновым подзирают, чтоб де он, Гришка, не убежал в-Ыркуцкой. И того ж де числа служилые люди человек с 30 и больши, а хто у них был начальным, и того он не упомнит, только де упаметовал Андрюшку Пинегу да Гарасимка Новокрещена, ездили из Удинского в-Ыльинской по Гришку Турчанинова, а как де в-Ыльинском что делали, и про то он, Семен, про все не ведает. А из Селенгинска де в Удинском конница или пешцы были Гашко Безрукой, ....ська Залесов, Оська Кочень, Алешка Ильин с товарыщи были, а сколько человек и хто того больш[е] имяны были, и того он, Семен, не упомнит, и из Удинска в-Ыльинской на подсоб ездили или нет, про то он не знает же. И марта ж в 23 день приехали из-Ыльинского в Удинской удинские и селенгинские и Ильинского острогу служилые люди на посднем часу дни и с собою привесли Гришку Турчанинова. И в Удинску служилые и всяких чинов люди смотрели как он, Гришка, едет, а не встречали и из санапалов не стреляли. А осмотря де ево, Гришку, иные служилые лю[ди] ево, Гришку, бранили. А привезшиево, Гришку, в Удинской повели в город /л. 60/ Удинской и посадили в караульную избу к аманатам в железах, а под гору в пустое зимовье садили ли ево, Гришку, или нет, и про то он не знает. А Андрею Бейтону в город ходить не велели, для того чтоб с ним, Гришкою, не сопщился и караульщиком об том заказалишь, чтоб ево, Андрея Бейтона, к Гришке Турчанинову не пускали. А в городе идучи дорогою Петрушка Арсеньев Гришке Турчанинову в глаза заск[акивал] ли или нет и что ему поносил или нет, и ему, Гришке, говорил что или нет и служилым людем хотел он, Петрушка, что угодно учинить, и про то он, Семен, не знает. А то он, Петрушка, говорил, чтоб ево, Гришку, погубить и до указу великого государя жива не держать, чтоб де он, Гришка, и на свету не был. И удинские де служилые люди ево, Гришку, от убийства отложили до указу великого государя. А тех речей он, Семен, от Петрушки Арсеньева не слыхал, которой де седит и в-Ыркуцком чтоб де ему заглянуть в па[зуху]. Да он же де, Петрушка Арсеньев, с подво... [1/2] [ата]мана Степана Стансупова у работника ево Ивашки Филипова лошадей отбивал ли сильно или нет, и про то он, Семен, про все не ведает, потому что де он, Семен, тут не был. И удинские де и селенгинские казаки в-Ыркуцкой к казакам об чем списывались или нет, и про то он не знает же. Да и он де, Петрушка Арсеньев, в Удинском у Афонасья Пынкова на Андрея Бейтона поносил ли и угрожал ли чем, и про то он, Семен, не знает же. И марта ж в 25 день послана ль из-Ыркуцкого в Удинской указная память к Андрею Бейтону в проезде в Китайское государство о торговых людех с товарами и об ярлыках, и про то он, Семен, не знает же, а про то де ведает приказная изба. И марта ж в разных числех явились ли в Удинску в приказной избе торговые люди и подавали ли Андрею Бейтону от Афонасья Савелова в проезд ярлыки без осмотру до Нерчинска, и удинские служилые люди торговых людей осматривать и в городовое и анбарное строение брать с ним велели или нет, и про то он, Семен, не знает же. И марта в 17 день в Удинску де у служилых людей было смятение, а не бунт, и то смятение почало быть от стольника Афонасья Савелова, за то-посланы де были из Удинского, в-Ыркуцкой челобитчики о денежном /л. 61/ и о хлебном жалованье, и он де Афонасей Савелов, кому выдаст государево денежное и хлебное жалованье, и с тех имел от окладов по рублю и по 2 и по 3, также и от хлебных окладов имал же и за себя переводил, а в последе не стал сказывать в казне великого государя денег, и служилых де людей жаловать нечем, и от того де удинские казаки пограбили животы Василья Арсеньева. А ему де, Андрею Бейтону, от такова смятения унять было казаков невозможно и указу великого государя учинились непослушны. А которые де старые казаки не хотели к такому смятению пристать, и тех де казаков Данилко Фык и Мишка Трофимов, Петрушка Каинов, Алешка Уваров с товарыщи били насмерть и хотели в воду бросать, а про Андрея Бейтона никаких речей не слыхал.
ЦГАДА, ф. Сибирский приказ, стб № 1697, лл. 54 — 56, 51, 58 — 61
Примечания:
* Листы в деле перепутаны.
Воспроизводится по:
В.А. Александров МАТЕРИАЛЫ О НАРОДНЫХ ДВИЖЕНИЯХ В СИБИРИ В КОНЦЕ XVII ВЕКА. Археографический ежегодник за 1961 год. М. 1962
Сетевая версия – В. Трухин, 2012 |