Главная » Документы » Акты исторические 1680 -1689гг. » Акты исторические 1683г. |
1683.01.03
1683г. января 3 — Отписка Нерчинскаго воеводы Федора Воейкова к Енисейскому воеводе Александру Салтыкову о вестях про Китайцев, о приходе их в Албазин и об опасном положении как этого и других Даурских острогов. Господину Александру Петровичю, Богдану, Леонтьевичю, Федор Воейков челом бьет. В нынешнем во 191 году ноября в 19 день приезжали в Нерчинской острог с Науна реки от Китайского богдохана посланцы из Китайского государьства сотник Озя, да с Науна реки два сотника Толбанця да Сипо, а с ними было Китайских людей семнатцать человек; а в Нерчинском остроге в сьезжей избе мне говорили словесно: от их де Китайского богдохана из царьства прислан на Наун реку Китайской воевода Асканба, и послал де их сотников Озя да Толбанця да Сипу, и велел де им в Нерчинском остроге бить челом великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичю, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и мне велел де говорить словесно, чтобы из Нерчинского острогу послать на Наун реку к их Китайскому воеводе Асканбе Нерчинских казаков добрых людей для переговору; а о чем де Китайской богдохан приказал говорить, и они де сотники про то не знают. И в нынешнем же во 191 году, ноября в 23 день, послал я из Нерчинского острогу Нерчинских казаков, десятника казачья Юшку Алексеева сына Лабу, да вместо подьячего казака Андрюшку Васильева сына Кожевникова, да толмача Гришку Харитонова сына Кучю; да велел я ему Юшку взять из нового Аргунского острогу к себе в прибавку Аргунских казаков двух человек на Наун реку к Китайскому воеводе Асканбе для подлиннаго проведывания и от них Китайских людей воинского приходу, чтобы они Китайские люди под Даурские остроги войною безвесно не пришли; и что он Китайской воевода Асканба и о каких делах ему Юшку Алексееву с товарыщи учнет говорить, и я те его Китайского воеводы Асканбы речи велел ему Юшку с товарыщи писать на росписи имянно; а против его Китайского воеводы Асканбы речей о государевых делах отповеди ему Юшку с товарыщи давать не велел. Да в нынешнем же во 191 году, декабря в 27 день, писал ко мне в Нерчинской острог из Албазинского острогу Албазинских казаков выборной прикащик, Албазинской казак Ивашко Семенов а в отписке его Ивашкове написано: в нынешнем де во 191 году ноября в 15 день вышли де в Албазинской острог на государево имя в вечное холопство из Богдой Наунских сел Богдойские два мужика да две бабы, а имена де тем мужикам Гур да Дондогор, а жили де они в Наунских селах у Богдойского пятидесятника у [228] Алетум с женами своими и с детми в холопстве, и он де Ивашко тех выезжих Богдойских мужиков принял и ныне де живут в Албазинском остроге. Да в нынешнем же де во 191 году, ноября в 26 день, приезжали в Албазинской острог Китайского богдохана бояря и воеводы, восмь человек, а с ними де было у Албазинского острогу Китайских людей сотников и пятидесятников и всяких воинских людей с тысячю человек и болши конницы, с протазаны, и с праперы, и знаменами и с невеликим огненым оружием, а имяна тем Китайским бояром и воеводам Аммазянин, Фанта, Накаман, Карамгу, Майтама, Алеханба, Сирсалама, Етамамерин, да с ними же был Наунской воевода Монготей, и в казачье де слободе на дворе у казака у Гаврилки Фролова те Китайские бояря не с большими людми стояли. И в розговоре через толмача ему Ивашку говорили: были де они на усть Камара реки с Китайским с своим богдоханом на облаве и на звериных промыслех, и в тож де время на Комар к ним в облаву приехал из Наунских сел Даурской пятидесятник и Китайскому де их богдохану бил челом и сказал: убежали де у него дворовые его люди два мужика да две бабы, а догнать де он тех своих людей не мог. И Китайской де их богдохан им бояром дал своих Китайских людей и велел де им ехать за теми беглыми мужиками в Албазинской острог; и они де Китайские люди тех беглых мужиков сакму нашли, и тою де сакмою они в Албазинской острог приехали. А иного де дела они за собою ничего не сказывали и ни про что не говорили, толко де про тех двух мужиков спрашивали. И он де Ивашко про тех двух мужиков сказал им Китайским людем, что де те мужики и с бабами пришли и ныне де есть в Албазинском остроге; толко де тех ваших выезжих мужиков и иного никого, которые от вас выезжают в Албазинской острог, без указу великого государя отдавать не велено. И он де Ивашко им Китайским людем говорил: естли де вы с добрым делом и для какова переговору в Албазинской острог приехали, и он де Ивашко велел им ехать в Нерчинской острог, а ему де Ивашку с ними говорить ничего не указано. И они де сказали ему Ивашку: с той же де облавы с усть Комару посланы де и в Нерчинской острог два сотника, а с ним Китайских людей дватцать человек через новой Аргунской острог для тех же беглых двух мужиков, и им де ехать в Нерчинской острог не по что. А из Албазинского де острогу те Китайские люди назад поехали ноября того ж 26 числа. А как де в Албазинской острог и из Албазинского те Китайские люди мимо заимки ехали смирно и Руских людей никого не били и не грабили, толко де по полям немолоченой хлеб, а по лугам сена лошадям травили. И он де Ивашко за ними Китайскими людми из Албазинского острогу их сакмою посылал в подъезд Албазинских козаков Стенку Панкратьева сына Коурка с товарыщи, десять человек, на низ по Амуру реке до Камару, для подлинного проведываня, куды те Китайские люди пошли и не стоят ли де в прикрытных местех. И Албазинские казаки Стенка Коурка с товарыщи в Албазинской острог приехали и ему Ивашку Семенову сказали: ехали де они Стенка Коурко с товарыщи из Албазинского острогу за Китайскими людми их сакмою на низ по Амуру реке десять дней, и то де они видели: которою де сакмою они Китайские люди приезжали в Албазинской острог, и та де их сакма вышла с Наунскую сторону через хребет от Войлоги речки, и назад де тою прежнею сакмою не поехали, а поехали де и сакма пошла на низ по Амуру; и они де Стенка Коурко с товарыщи в Албазинской острог воротились. А как [229] де они Китайские люди в Албазине были, и из них де неболшие люди на Амур реку выходили и с речную сторону Албазинской острог осматривали, а иные де мужики по заречной и по Албазинской стороне ездя на конях и на Албазинской острог смотрели, каковы де в Албазинском остроге крепости; и то де знатное дело, что они приезжали в Албазинской острог не для тех беглых мужиков, для осмотру Албазинского острогу и каковы крепости и много ли де в Албазинском есть Руских людей. А как де они Китайские люди в Албазинской острог ехали, и они де по заимкам у казачьих ясырей, которые ясыри бывали их роду, про Руских людей спрашивали, неведомо для чего: сколко де Руских людей живет в Албазине? А которые два мужика и две бабы вышли в Албазинской острог, и они де сказывали ему Ивашку: приезжали де они Китайские люди в Албазинской острог не для ради нас, для проведыванья и досмотру Албазинского острогу; а то де они и в Наунских селах живучи слыхали и знают: сила де Китайская сбираетца и хлебные де запасы и коней готовят, хотят де они Китайские воинские люди быть войною под Албазинской острог в нынешнем же де во 191 году весною по пластам. Да в той же его Ивашка Семенова отписке написано: в нынешнем же во 191 году, по осени, был в Албазинском же остроге Ивашка выезжего шурин его, а жене его, брат родной, приезжал с Науну реки тайно от Китайских людей, и сестре своей а Ивашка выезжаго жене тайно сказывали те же речи, что под Албазинской острог войною Китайские люди будут. Да и от ясырей де, которые живут в Албазинском остроге за Албазинскими казаками те же вести носятца, что де под Албазинской острог Китайская сила с войною будет. И в Албазинском де остроге Руских людей ныне малолюдство, и в осадное время от неприятелских Китайских воинских людей в Албазинском остроге сидеть не с кем, и Албазинского острогу и великого государя казны и аманатов оберечь некем и нечем, потому что де пушек и пушечного снаряду и мелкого ручного ружья, пищалей и пороху и свинцу в Албазинском остроге немного; а которое мелкое ручное ружье пищали в Албазинском и есть, и те де пищали худы и ненадежны, на стрелбе розрывает и людей портит; и чтоб мне из Нерчинского острогу в Албазинской острог к нему Ивашку Семенову и к Албазинским казакам послать в помочь людей Нерчинских казаков для осаднаго времяни, и пушек и пушечных запасов, и ручного мелкого ружья, пищалей и пороху и свинцу, чем бы им было оберечь Албазинской острог и великого государя казну и аманатов от приходу Китайских воинских людей. А в Нерчинском и в Теленбинском и в Еравинском и в Иргенском и в новом Аргунском острогах и в Итанцынском зимовье служилых людей малолюдство, толко двести два человека, и те служилые люди живут в розных острогах, а не в одном в Нерчинском остроге; а великого государя в казне в Нерчинском остроге пушек и пороху и свинцу мало, а которое мелкое ружье осталось от воеводы Офонасья Пашкова, и то ружье все перержавело, а иное попорчено и рваное, и к стрелбе то ружье негодитца, и мне из Нерчинского острогу пушек и пороху и свинцу и мелкого ручного ружья послать нечего, и Нерчинских казаков, за малолюдством, в Албазинской острог послать некого, и от тех Китайских воинских людей оборонить великого государя Нерчинских и Албазинского острогов, за малолюдством, будет некем, и ныне я в Нерчинских острогах от приходу Китайских воинских людей живу с великим опасеньем. А которые промышленые неболшие люди в Нерчинском, и у тех промышленых людей ружья нет, а [230] бердышев и топорков и рогатин и сабель в великого государя казне и у Нерчинских казаков нет ничего; а у которых Нерчинских казаков пищали свои и есть, и то не у всех казаков добрые пищали; а для осадного времяни от неприятелских людей ручным боем оборонитца, будучи в осаде, нечем. А Албазинские казаки Ивашко Семенов с товарыщи мне непослушны по прежнему, и памятей моих, которые памяти великого государя за печатью Сибирские земли Даурских острогов я к ним посылаю о государевых о всяких делах, и тех моих памятей Албазинские казаки, он Ивашко Семенов с товарыщи, ни в чем не слушают. А которых Албазинских казаков и промышленных и всяких гулящих людей он Ивашко с товарыщи отпустил из Албазинского острогу без моего ведома на семи дощаниках, кроме мелких судов, Гаврилка Фролова с товарыщи, человек со ста и болши на низ по Амуру на Быструю реку, и про тех казаков Гаврилка Фролова с товарыщи в Албазине и в Нерчинском остроге мне по се число вести нет. А как он Ивашко Семенов отпустил вниз по Амуру на Быструю реку Гаврилка Фролова с товарыщи, и о том я к великому государю к Москве и к тебе, господине Александру Петровичю, писал и отписку послал с торговым человеком с Лалетиным с Иваном Семеновым сыном Лобашковым да с человеком своим с Сережкою Мелеховым в прошлом во 190 году, июля в 17 день; а я чаю того, что на низу на Быстрой реке. Гаврилко Фролов с товарыщи заворовал чем нибудь, ссорился с Китайскими людми. А Китайские люди, как приходили к Албазину, стояли около Албазинского острогу на лошадех и с лошадей не слазили, всего де были толко два часа около Албазина. А как Юшка Алексеев с товарыщи с Науна реки ко мне в Нерчинской острог приедут и Китайского воеводы Асканбы речам подадут мне роспись, и я буду о том писать к великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичю, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, к Москве и в Енисейск к тебе господину Александру Петровичю. А с отписками послан к великому государю к Москве и в Енисейск к тебе господину Александру Петровичю Албазинского казака Ивашка отец его Афонка Щипунов, которой прислан ко мне в Нерчинской острог от него Ивашка Семенова и от Албазинских казаков с отпискою наскоро; а отписка велел я подать и ему Афонке Щипунову явитца в Енисейску, в сьезжей избе тебе господину Александру Петровичю. И о том мне что ты, господине Александр Петровичь, укажеш? Черновой отпуск писан на 11 листках. На обороте, по склейкам, скрепа: Столник и воевода Федор Воейков. — Из коллекции актов, принадлежащих г. Батенькову. Воспроизводится по: Дополнения к актам историческим, 1867г, т. 10, СПб. №67 Акты о сношениях и военных действиях с Китайцами и Монголами (№ I), стр.227 — 230 Стиль, пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными. Сетевая версия – В. Трухин, 2010 | |
Просмотров: 2611 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |