1682г. после 16 марта. — Отписка царю Нерчинскаго воеводы
Федора Воейкова: о разрешении ему принять в русское подданство нескольких инородцев,
желающих переселиться с реки Науна под Нерчинск; о приготовлениях Китайцев к походу
под Нерчинск и Албазин и о неимении в Нерчинске средств для защиты.
Государю царю и великому князю Феодору Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя
Росии самодержцу, холоп твой Федка Воейков челом бьет. В нынешнем, государь, во
190 году, декабря в 20 день, бил челом тебе великому государю царю и великому князю
Феодору Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Роеии самодержцу, а в Нерчинском
остроге в съезжей избе мне холопу твоему словесно Боягирского роду князца Дыдокиро
Димецъева таргачинской мужик Дарална, а в словесном своем челобитье сказал: послали
де его Даралну в Нерчинской острог с Науну реки бить челом тебе великому государю
тулдулского роду князец Аюси, да даурского роду князец Лоскюдой, таргачинского роду
князец Каялда с родами своими, а рожаков де их всех с четыреста человек и болши,
и чтобы ты великий государь их пожаловал, велел мне холопу своему принять под свою
великого государя царскую сомодержавную высокую руку в вечное ясашное холопство
и послать бы из Нерчинского острогу твоих великого государя ратных людей, чтоб им
Аюси с товарыщи с Науну реки идти к Нерчинскому острогу от богдойских людей без
опасенья; а им де князцам с родимцами своими у богдойских людей жить не мочно, потому
что де им у богдойских людей изгоня великая и хотят де их взять с кочевных мест
к богдокану своему в царство с женами и детми. Да емуж Даралне те князцы Аюся с
товарыщи велели мне холопу твоему известить в Нерчинском остроге, что де богдокан
изготовил многие хлебные запасы, и сбирает де болшую силу, и хочет де послать под
Зий-[209]ской острог, и твоих де великого государя
служилых людей хотят побить, и Зийской острог разорить и своих де болших людей на
том месте поселить, и чтоб де твои великого государя служилые люди от богдойских
людей жили с Великим опасеньем, и богдойским бы де людем на их ласковые слова не
сдавались, а они де богдойские люди хотят их служилых людей побить обманом и Зийской
острог в конец розорить; и он де Аюся с товарыщи хочет тебе великому грсударю в
ясашном холопстве служить вечно и с родимцами своими; а его де Даралну послали они
бить челом тебе великому государю со всею своею правдою, а не лестным делом; да
и ясачные б де иноземцы потомуж жили с Великим береженьем и опасением в крепких
в угожих местех. И я холоп твой, по тому их челобитью, принять под твою великого
государя царьскую высокую руку и нерчинских казаков, для их Аюси с товарыщи приход
к Нерчинскому острогу, без твоего великого государя указу, послать не смел для того,
что Аюся с товарыщи и с родов своих платят ясак китайскому богдокану; а в твоих
великого государя указех и в грамотах ко мне холопу твоему писано: с китайскими
людми ссоритца не велено. Да в нынешнем, государь, во 190 году, марта в 16 день,
писал ко мне холопу твоему в Нерчинской острог из Албазинского острогу сынишко мой
Андрюшка Воейков: в нынешнем же де во 190 году, марта в 5 день пришли в Албазинской
острог с твоей великого государя службы с Зии реки из верхозийского ясачного зимовья
Черногору казаки Василей Терентьев с товарыщи, шестнадцать человек, и с собою де
привезли аманатов и твоей великого государя ясачной соболиной казны четыре сорока
двадцать семь соболей с пупки и с хвосты; а в Албазинском, в сьезжей избе, ему Андрюшке
он Василей с товарыщи вести сказывали: будучи де он Василей и с товарыщи в верхозийском
ясачном зимовье, и для ясачногож де сбору ходил де он Василей с товарыщи к даурским
и богдойским мужикам на торговище, и на торговище де ему Василью сказывал и товарищем
его Витай*, даурской мужик, именем Алтиней, не ложно и клятвою
де по своей вере, солнцем и месяцем, ему Василью божился: есть де у богдойского
их богдокана такая дума: собрана де у него великая сила, а посылает де он ту свою
силу под Нерчинской и под Албазинской остроги; а подозваны де у него Черные Мунгалы,
и по своей де они вере и пожалованы, дано де им многими камками, и отласами и бархатами,
и ланами, серебром и хлебными запасы впредь на два годы; а к даурским де мужикам
от богдокана ж прислан болшей боярин, и под хлебные запасы велено им бусы делать,
а хлебные де запасы и лошади жирные готовы, и всякие де воинские припасы потомуж
изготовлены. А преже де под остроги нынешней весны в 190 году по пластам наперед
будет конница легкие люди Мунгалы в болшем собранье, а досталная де богдойская сила
и война будет водяным путем в бусах, и с хлебными запасы, и с огненным оружием,
и с пушками и со всякими воинскими припасы. А те де он речи даурской мужик Илтиней
ему Василью сказывал с великим опасением, тайно, чтоб де тех его речей он не сказывал
богдойским и даурским мужикам, которые с ним Алтинеем были на торговище. Да он же
де Илтиней говорил и велел ему Василью идти в Албазинской острог, и теж его речи,
для ведома, сказать в Албазинском остроге в сьезжей избе, и чтоб де в Албазипском
остроге служилые и всяких чинов люди конечно от приходу богдойских неприятелских
воинских людей береглись и готовились, а сила де богдойская под остроги будет. Да
он же Василей сказывал: тут же де на торговище и в зимовье про войну теже речи ска-[210]зывал
ясачной зийской Тунгус, именем Давоща; а он де Давоща те речи слышал на торговище
ж у друзей своих и богдойских же мужиков, что де богдойская сила в великом собранье
и будет де под остроги с войною нынешнею ж весною по пластам. Да в нынешнем же де
во 190 году, Февраля в 20 день, приезжал в Албазинской острог с Науну даурского
сотника Логчодоя сын его, а Ивана Яковлева сына Выезжего жены его брат ей родной,
для свиданья к ним и с невеликим торжишком, и зятю своему Ивану Выезжему сказывал:
послал де к нему Ивану отец его и велел де сказать, будет де сила богдойская с войною
под Нерчинские и под Албазинской остроги по вешнему пути по пластам, и ты де про
то скажи албазинским казаком, а сам де ты от богдойских и от мунгалских воинских
людей берегись, поедь жить в острог, а в деревне де далеко от острогу не живи, чтоб
де тебя, не увезли богдойские воинские люди. И те его речи Иван Выезжей сказывал
в Албазинском остроге в сьезжей избе. А в Нерчинском, государь, и в Теленбинском
и в Иргенском и в Еравинском, и в Итанцонском острогах твоих великого государя служилых
людей мало, всего толко двести человек, и те служилые люди живут в розных острогах.
И от тех, государь, Китайских воинских людей от их болшей силы мне холопу твоему
оборонить твоих великого государя нерчинских острогов, за малолюдством, будет нечем;
а Нерчинске, государь, казаки пешие, а не конные. И о том мне холопу своему, что
ты великий государь укажешь? А в нерчинских, государь, острогах без конных казаков
никакими мерами быть нелзе. А ныне я холоп твой в нерчинских и в албазинских острогах
от приходу Китайских воинских людей живу с Великим опасеньем. А которые, государь,
промышленные неболшие люди в Нерчинском остроге, и у тех, государь, промышленных
людей ружья нет, а в твоей великого государя казне в Нерчинском остроге ружье, которое
осталось от воеводы от Афанасья Пашкова, и то, государь, ружье все перержавело,
а иное попорчено и ржавное и к стрелбе негодится; а которое ружье доведется и починить,
и в Нерчинском остроге бронных и оружейных мастеров нет, а бронной мастер преж сего
прислан в Нерчинской острог Коземка Федоров, и тот бронной мастер стал дряхл, и
стар и слеп и с оружейного починкою не сможет. А бердышев и топоров и рогатин и
сабель в твоей великого государя казне и у нерчинских казаков нет ничего; а у которых
нерчинских казаков пищали свои и есть, и то не у всех казаков добрые пищали; а для
осадного времени от неприятелских людей с ручным боем обороняться, будучи в осаде,
нечем кроме ножей. И о том мне холопу своему что ты великий государь укажешь?
Современный список писан на шести листках. В конце помечено: Такова ж отписка
послана в Енисееск. — Из коллекции актов г. Батенкова.
Примечания:
* Так в опубликованном тексте. Очевидно допущена ошибка переписчиком. Должно быть:
"в тай", то есть тайно. Примечание сайта
"Памятники Сибирской истории"
Воспроизводится по:
Дополнения к актам историческим, 1875 г., т. IX, СПб., № 100., с. 208 - 210.
Стиль, пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита заменены
современными.
Сетевая версия – В. Трухин, 2013. |