Главная » Документы » Акты исторические 1680 -1689гг. » Акты исторические 1682г.

1682.03.16 не ранее

1682г. после 16 марта. — Отписка царю Нерчинскаго воеводы Федора Воейкова: о разрешении ему принять в русское подданство нескольких инородцев, желающих переселиться с реки Науна под Нерчинск; о приготовлениях Китайцев к походу под Нерчинск и Албазин и о неимении в Нерчинске средств для защиты.
 

Государю царю и великому князю Феодору Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, холоп твой Федка Воейков челом бьет. В нынешнем, государь, во 190 году, декабря в 20 день, бил челом тебе великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Роеии самодержцу, а в Нерчинском остроге в съезжей избе мне холопу твоему словесно Боягирского роду князца Дыдокиро Димецъева таргачинской мужик Дарална, а в словесном своем челобитье сказал: послали де его Даралну в Нерчинской острог с Науну реки бить челом тебе великому государю тулдулского роду князец Аюси, да даурского роду князец Лоскюдой, таргачинского роду князец Каялда с родами своими, а рожаков де их всех с четыреста человек и болши, и чтобы ты великий государь их пожаловал, велел мне холопу своему принять под свою великого государя царскую сомодержавную высокую руку в вечное ясашное холопство и послать бы из Нерчинского острогу твоих великого государя ратных людей, чтоб им Аюси с товарыщи с Науну реки идти к Нерчинскому острогу от богдойских людей без опасенья; а им де князцам с родимцами своими у богдойских людей жить не мочно, потому что де им у богдойских людей изгоня великая и хотят де их взять с кочевных мест к богдокану своему в царство с женами и детми. Да емуж Даралне те князцы Аюся с товарыщи велели мне холопу твоему известить в Нерчинском остроге, что де богдокан изготовил многие хлебные запасы, и сбирает де болшую силу, и хочет де послать под Зий-[209]ской острог, и твоих де великого государя служилых людей хотят побить, и Зийской острог разорить и своих де болших людей на том месте поселить, и чтоб де твои великого государя служилые люди от богдойских людей жили с Великим опасеньем, и богдойским бы де людем на их ласковые слова не сдавались, а они де богдойские люди хотят их служилых людей побить обманом и Зийской острог в конец розорить; и он де Аюся с товарыщи хочет тебе великому грсударю в ясашном холопстве служить вечно и с родимцами своими; а его де Даралну послали они бить челом тебе великому государю со всею своею правдою, а не лестным делом; да и ясачные б де иноземцы потомуж жили с Великим береженьем и опасением в крепких в угожих местех. И я холоп твой, по тому их челобитью, принять под твою великого государя царьскую высокую руку и нерчинских казаков, для их Аюси с товарыщи приход к Нерчинскому острогу, без твоего великого государя указу, послать не смел для того, что Аюся с товарыщи и с родов своих платят ясак китайскому богдокану; а в твоих великого государя указех и в грамотах ко мне холопу твоему писано: с китайскими людми ссоритца не велено. Да в нынешнем, государь, во 190 году, марта в 16 день, писал ко мне холопу твоему в Нерчинской острог из Албазинского острогу сынишко мой Андрюшка Воейков: в нынешнем же де во 190 году, марта в 5 день пришли в Албазинской острог с твоей великого государя службы с Зии реки из верхозийского ясачного зимовья Черногору казаки Василей Терентьев с товарыщи, шестнадцать человек, и с собою де привезли аманатов и твоей великого государя ясачной соболиной казны четыре сорока двадцать семь соболей с пупки и с хвосты; а в Албазинском, в сьезжей избе, ему Андрюшке он Василей с товарыщи вести сказывали: будучи де он Василей и с товарыщи в верхозийском ясачном зимовье, и для ясачногож де сбору ходил де он Василей с товарыщи к даурским и богдойским мужикам на торговище, и на торговище де ему Василью сказывал и товарищем его Витай*, даурской мужик, именем Алтиней, не ложно и клятвою де по своей вере, солнцем и месяцем, ему Василью божился: есть де у богдойского их богдокана такая дума: собрана де у него великая сила, а посылает де он ту свою силу под Нерчинской и под Албазинской остроги; а подозваны де у него Черные Мунгалы, и по своей де они вере и пожалованы, дано де им многими камками, и отласами и бархатами, и ланами, серебром и хлебными запасы впредь на два годы; а к даурским де мужикам от богдокана ж прислан болшей боярин, и под хлебные запасы велено им бусы делать, а хлебные де запасы и лошади жирные готовы, и всякие де воинские припасы потомуж изготовлены. А преже де под остроги нынешней весны в 190 году по пластам наперед будет конница легкие люди Мунгалы в болшем собранье, а досталная де богдойская сила и война будет водяным путем в бусах, и с хлебными запасы, и с огненным оружием, и с пушками и со всякими воинскими припасы. А те де он речи даурской мужик Илтиней ему Василью сказывал с великим опасением, тайно, чтоб де тех его речей он не сказывал богдойским и даурским мужикам, которые с ним Алтинеем были на торговище. Да он же де Илтиней говорил и велел ему Василью идти в Албазинской острог, и теж его речи, для ведома, сказать в Албазинском остроге в сьезжей избе, и чтоб де в Албазипском остроге служилые и всяких чинов люди конечно от приходу богдойских неприятелских воинских людей береглись и готовились, а сила де богдойская под остроги будет. Да он же Василей сказывал: тут же де на торговище и в зимовье про войну теже речи ска-[210]зывал ясачной зийской Тунгус, именем Давоща; а он де Давоща те речи слышал на торговище ж у друзей своих и богдойских же мужиков, что де богдойская сила в великом собранье и будет де под остроги с войною нынешнею ж весною по пластам. Да в нынешнем же де во 190 году, Февраля в 20 день, приезжал в Албазинской острог с Науну даурского сотника Логчодоя сын его, а Ивана Яковлева сына Выезжего жены его брат ей родной, для свиданья к ним и с невеликим торжишком, и зятю своему Ивану Выезжему сказывал: послал де к нему Ивану отец его и велел де сказать, будет де сила богдойская с войною под Нерчинские и под Албазинской остроги по вешнему пути по пластам, и ты де про то скажи албазинским казаком, а сам де ты от богдойских и от мунгалских воинских людей берегись, поедь жить в острог, а в деревне де далеко от острогу не живи, чтоб де тебя, не увезли богдойские воинские люди. И те его речи Иван Выезжей сказывал в Албазинском остроге в сьезжей избе. А в Нерчинском, государь, и в Теленбинском и в Иргенском и в Еравинском, и в Итанцонском острогах твоих великого государя служилых людей мало, всего толко двести человек, и те служилые люди живут в розных острогах. И от тех, государь, Китайских воинских людей от их болшей силы мне холопу твоему оборонить твоих великого государя нерчинских острогов, за малолюдством, будет нечем; а Нерчинске, государь, казаки пешие, а не конные. И о том мне холопу своему, что ты великий государь укажешь? А в нерчинских, государь, острогах без конных казаков никакими мерами быть нелзе. А ныне я холоп твой в нерчинских и в албазинских острогах от приходу Китайских воинских людей живу с Великим опасеньем. А которые, государь, промышленные неболшие люди в Нерчинском остроге, и у тех, государь, промышленных людей ружья нет, а в твоей великого государя казне в Нерчинском остроге ружье, которое осталось от воеводы от Афанасья Пашкова, и то, государь, ружье все перержавело, а иное попорчено и ржавное и к стрелбе негодится; а которое ружье доведется и починить, и в Нерчинском остроге бронных и оружейных мастеров нет, а бронной мастер преж сего прислан в Нерчинской острог Коземка Федоров, и тот бронной мастер стал дряхл, и стар и слеп и с оружейного починкою не сможет. А бердышев и топоров и рогатин и сабель в твоей великого государя казне и у нерчинских казаков нет ничего; а у которых нерчинских казаков пищали свои и есть, и то не у всех казаков добрые пищали; а для осадного времени от неприятелских людей с ручным боем обороняться, будучи в осаде, нечем кроме ножей. И о том мне холопу своему что ты великий государь укажешь?
 
Современный список писан на шести листках. В конце помечено: Такова ж отписка послана в Енисееск. — Из коллекции актов г. Батенкова.

Примечания:

* Так в опубликованном тексте. Очевидно допущена ошибка переписчиком. Должно быть: "в тай", то есть тайно. Примечание сайта "Памятники Сибирской истории"

Воспроизводится по:

Дополнения к актам историческим, 1875 г., т. IX, СПб., № 100., с. 208 - 210.

Стиль, пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.

Сетевая версия – В. Трухин, 2013.

Категория: Акты исторические 1682г. | Добавил: ostrog (25.07.2013)
Просмотров: 611 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]