Главная » Документы » Акты исторические 1680 -1689гг. » Акты исторические 1681г.

1681.02.22 — 1682

1681 Февраля 22 — 1682. — Акты, относящиеся до строения монастыря на реке Селенге.

I. От царя и великого князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, в Сибирь, в Селенгинской, столнику нашему и воеводе Ивану Остафьевичю Власову. По нашему великого государя указу, послан с Москвы в Сибирь на Селенгу из Темникова Стретенского монастыря игумен Феодосий, да с ним старцов одиннадцать человек, а велено им на Селенге, где они приищут места, строить монастырь и призывать иноземцов в православную христианскую веру и крестить; а на Москве в Сибирском Приказе Енисейской казак Офонка Коренев с товарищи в допросе сказали: на Селенге де реке монастыря строить, за утесненьем земель и за приходом воинских Мунгалских людей, не мочно, а пристойно де ему игумену с братьею быть в Иркуцком в Вознесенском монастыре, для того что в том монастыре пашенные земли и рыбные ловли есть. — И как к тебе ся наша великого государя грамота придет, а игумен Феодосий с братьею в Селенгинской придет, и ты б, буде на Селенге монастырь построить мочно, и Селенгинским служилым и ясашным людем тягости и утесненья от того не будет, и от Мунгалских воинских людей на Селенге монастырю быть безстрашно, под тот монастырь земли отвесть велел из порозжих земель, а не из данных, которые земли даны Селенгинским служилым людем и ясашным иноземцом, чтоб Селенгинским жителем всяких чинов Руским и ясашным людем от того утесненья не было; а будет то место, где они обыщут, кому Руским и ясашным людем дано, и им того места под монастырь и под пашню не давать; а буде, за утесненьем земли и за приходом воинских Мугалских людей, на Селенге монастырю быть не мочно, и ты б игумну Феодосию с братьею велел быть в Иркуцком в Вознесенском монастыре и велеть церковь воздвигнути и монастырь строить нашею великого государя казною, а на церковное и на монастырское строенье лес велеть вывезть нашим государевым всяких чинов людем, как бы им было не в тягость; а образы и сосуды церковныя и книги и колокола и иная церковная утварь послана с ним игумном с Москвы; а хлебные запасы игумену с братьею, покамест они земли роспашут и хлебом заведутся, давать им из наших государевых житниц, чем бы им мочно сытым быть; а на церковное и на монастырское строение велено им дать из нашие государевы казны из Енисейских доходов, буде станут строить монастырь на Селенге, денег 200 или 300 рублев, а буде в Иркуцком учнут строить, и им дать 100 рублев, буде чего в том монастыре безденежно построить нелзя. А которого числа игумен Феодосий и с ними старцы с Москвы в Селенгинской приедут, и буде на Селенге место приищут, и в котором месте, и сколь далеко от Селенгинского острогу и Байкала озера, и что служилые и всяких чинов люди на церковное и на монастырское строение лесу вывезут, и что построено будет, и тыб к нам великому государю о том писал, а отписку и тому строенью роспись велел подать в Сибирском Приказе боярину нашему князю Ивану Борисовичю Репнину с товарищи; а одноконечно бы тебе о том порадеть неоплошно. Писан на Москве, лета 7189 году Февраля в 22 день.

II. Благословение смиренного Павла, митрополита Сибирского и Тоболского, столнику и воеводе господину Ивану ОстаФьевичю. В ны-[315]нешнем во 189 году маия в 11 день, по указу великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, и по благословению великого господина святейшаго Иоакима, патриарха Московского и всея России, присланы с Москвы в Тоболеск из Темникова Стретенского монастыря игумен Феодосий, да черной священник Макарей, да с ними братий иноков десять человек; а в грамотах великого государя и святейшаго патриарха к нам писано, велено их игумена с братьею из Тоболска отпустить в город на Селенгу строить монастырь на реке Селенге, или где они обыщут к строению угодное место, и призывать и крестить в православную христианскую веру иноземцов; а о даче под монастырь и под селидбу порозжих земель, и пахотных мест, и сенных покосов, и скотских выпусков, и рыбных ловель, и всяких угодей послана с ними к тебе, господине, великого государя грамота. И маия ж в 15 день, по указу великого государя и святейшаго патриарха и против грамоты, игумен Феодосий и черной поп Макарий с братьею из Тоболска в Селенгинской город отпущены; и как, господине, они игумен с братьею в Селенгинской город приедут и где к строению монастыря угодное место обыщут, и ты б пожаловал, против грамоты великого государя, под монастырь и под селидбу порозжих земель и пахотных мест и сенных покосов и скотских выпусков и рыбных ловель и всяких угодей им игумену с братьею велел отвесть не оскудя, и межи и грани землям учинить, чтоб им пахотными месты и всякими угодьи впредь скудости и от сторонных людей утеснения ни в чем не было, и в строении монастыря и в призыве и крещению в православную христианскую веру иноземцов, и во всем пожаловать споможение чинить. А милость неизреченныя Софеи премудрости Слова Божия и нашего смирения благословение есть и будет с тобою отныне и во веки.

Оба акта из рукописи, содержащей в себе списки актов Иркутскаго и Илимскаго архивов (в лист, на 255 л.), принадлежащей Императорской Академии Наук.

III. Государю царю и великому князю Феодору Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, холоп твой Ивашка Власов челом бьет. По твоему великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, указу, прислан с Москвы в Селенгинск игумен Феодосий с братьею, а велено на Селенге монастырь построить, буде мочно и Селенгинским служилым и1 ясашным людем тягости и утесненья от того не будет, и от Мугалских воинских людей на Селенге монастырю быть безстрашно, и под тот монастырь земли отвесть из порозжих земель; а будет, за утесненьем земли и за приходом воинских Мугалских людей, на Селенге монастырю быть немочно, и ему игумену Феодосию с братьею велено быть в Иркуцком в Вознесенском монастыре и церковь воздвигнуть и монастырь строить; а которого числа игумен Феодосий с братьею с Москвы в Селенгинской приедут и место приищут, и сколь далеко от Селенгинского острогу и Байкала озера, и что служилые и всяких чинов люди на церковное и на монастырское строенье лесу вывезут, и что построено будет, и о том о всем велено к тебе великому государю к Москве писать в Сибирской Приказ. И в нынешнем во 190 году ноября в день игумен Феодосий с братьею приехал в Иркуцкой (и) бил челом тебе великому государю, а в Иркуцком мне холопу твоему подал челобитную, чтоб ты великий государь пожаловал его игумена с братьею, велел Иркуцкой Вознесенской монастырь ему от-[316]весть, для того: за самым поздым осенним ходом, за Байкал озеро на Селенгу реку перейти им было не мочно, и в том монастыре описать всякое строенье и завод. И по твоему великого государя указу, я холоп твои велел Иркуцкой Вознесенской монастырь и в том монастыре церковное и всякое монастырское строенье и завод и на конюшенных и на скотных дворех лошеди и всякую скотину, и хлеб стоячей и молоченой и земляной, и пашенные земли, и перелог, и дикие поля, и леса, и реки, и озера, и рыбные ловли, и пашенных крестьян, что на монастырь и на себя пашут, пашни переписать, и переписав, тот Иркуцкой Вознесенской монастырь и со крестьяны велел отдать ему игумену Феодосию с братьею; да ему ж игумену Феодосию, против его челобитья, дано под монастырь же в Селенгинском уезде, на берегу Селенги реки, старая Николаевская часовня со всяким строеньем и с пашенною землею; а от Селенгинскаго города та Николаевская часовня верст со ста и болши, а по Селенге реке на низ до Бойкала моря от тое часовни верст с пятдесят; и он игумен Феодосий на том месте строит церковь во имя живоначалные Троицы твоею великого государя казною, наемными людми; а для прокормленья ему игумену Феодосию с братьею к тому Троицкому новому монастырю отведено у Бойкала моря в урочище в Прорве у Посолского мысу рыбные ловли; а что чего ему игумену Феодосию с братьею под монастыри в Иркуцком и в Селенгинском отведено пашенные земли и сенных покосов и лесов и рыбных ловель и пашенных крестьян, и тому всему описные и межевые книги к тебе великому государю к Москве послал я холоп твой и велел подать в Сибирском Приказе.

Черновой отпуск писан столбцем, на трех листках.

IV. Царю государю и великому князю Феодору Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, бьют челом богомолцы твои игумен Феодосий с братьею. По твоему великого государя указу и по грамоте, посланы мы богомолцы твои в Сибирь, в Селенгинск, а велено нам построить монастырь и воздвигнути церковь во имя живоначалные Троицы, ради призывания иноверных в православную веру; а церковная, государь, утварь, иконы местные и дейсусы, книги и ризы и колокола, дано нам богомолцем твоим из твоей великого государя казны на Москве, и ту церковную утварь, поедучи мы с Москвы, за скудостью подвод, оставили на Москве, а иные в Тоболску и в Енисейску; и ныне мы богомолцы твои для той церковной утвари послали из Селенгинска черного дьякона Мисаила. Милосердый государь царь и великий князь Феодор Алексеевичь, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй нас богомолцов своих, вели, го[су]дарь2, ему дьякону через Сибирь до Москвы дать подводку. Царь государь, смилуйся, пожалуй.

Подлинник писан столбцем, на одном листке.
Оба акта из архива Иркутскаго Губернскаго Правления.


Примечания:

1 В издании предлог повторен дважды (примечание сайта «Памятники сибирской истории»).
2 В издании буквы указанные в квадратных скобках пропущены (примечание сайта «Памятники сибирской истории»).

Воспроизводится по:

Дополнения к актам историческим, т. VIII, 1862 г., СПб. № 91, с. 314 — 316.

Стиль, пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.


Сетевая версия – В. Трухин, 2014г.

Категория: Акты исторические 1681г. | Добавил: ostrog (11.06.2014)
Просмотров: 2348 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]