Главная » Документы » Акты исторические 1670 -1679гг. » Акты исторические 1670г.

1670.04.15 не ранее

1670 г. ранее апреля 15 (Датируется по времени приезда в Нерчинск маньчжурских послов с письмами (см. док. "Отписка нерчинского воеводы Д. Д. Аршинского в Сибирский приказ о приезде в Нерчинск маньчжурских посланцев Шаралдая с товарищами и о посылке нерчинского казачьего десятника И. Милованова в Цинскую империю".).). — Грамота от имени цинского императора Шэнцзу, посланная из Лифаньюаня, нерчинскому воеводе Д. Д. Аршинскому с требованием возвращения эвенкийского князя Гантимура1

/л. 290/ Список з богдойсково листу.
Посылан де был зимою в Нерчинской острог от богдойсково князца от Мыкандия лутчей человек Шаралдай, и ему де, Шаралдаю, в Нерчинском остроге была честь. И на том де спасибо, что он выжалован.
И он де, богдойской князец Микандия, слышачи у нево, Шаралдая, те речи и послал де к богдойскому царю. И богдойской де царь приказывал про Гантимура: преже ли де платил великому государю ясак или мне? А про то де я допряма не знаю, кому он платил преже. А была де ево Гантимурова сноха в Богдойской земли, а была де у них промеж собою тяжба, и присудил де воевода не против дела, и он де, Гантимур, от той изгони из Богдойской земли ушел. А ноне де он, Гантимур, платит великому государю ясак в Нерчинском остроге у казаков. А мы не знали, что казаки великово государя. А будет де впрямь великого государя казаки в Нерчинском остроге, и они де знают, что ходят к нам степью ис Тобольска от великого государя послы.
А будет де какие речи послать к нам, и вы де б послали к нам послов своих, чтоб нам переговорить с очи на очи.
А с которово де мужика имать ясак соболи или два, и в том де нам с великим государем остудитца не о чем, и вы де о том подумайте. А будет де вы великого государя люди, и у вас де великого государя указ есть, хто де платит великому государю ясак и збежит хотя в 10 или в 20 или во 100 лет, и вы де тех /л. 290 об./ людей не сыскиваете ли? Хотя б де Гантимур приехал к нам с однем казаком обо всем переговорить, и будет де Гантимур будет ко мне, и я де с ним не умею говорить, а я не владею четырьми землями, как не могу против двух ответу дать. А буде де послов 2-х или 3-х человек послать не смеют, и где де видано, что послов побивают и задерживают, какая честь, что послов задержать или побить? А послов де побить ни честь и хвала.
А посылал де князец наш в Нерчинской острог Шаралда, и он де, Шаралда, хвалитца государевою милостию и воеводцким призреньем. И воевода по указу великого государя из Нерчинского острогу пошлет ко мне послов, и я де не умею ли честь воздать, чтоб промеж нами были тихо и смирно, в добре худа нет, а в худе добра нет.

ЛОА АН СССР, ф. Портфели Миллера, оп. 4, кн. 11, № 177, лл. 290— 290 об. Копия XVIII в. со списка.

Опубл.: «Дополнения к Актам историческим», т. VI, СПб., 1857, № 6/II, стр. 42.


Примечания:

1. Эвенкийский князь Гантимур впервые уплатил ясак московскому царю в 1651 г. Однако до 1667 г. он, стараясь не ссориться с Цинами, считался также и их подданным. Когда же ему было приказано воевать против русских у Кумарского острога, он порвал свои связи с Цинской империей и перешел на сторону России. Опасаясь претензий Гантимура на его владения в районе реки Нонницзян и влияния его на племена, переселенные в глубь Маньчжурии, цинские власти вплоть до заключения Нерчинского договора требовали выдать Гантимура. Со стороны России не было попыток использовать Гантимура для территориальных претензий (см. П. Т. Яковлева, Первый русско-китайский договор 1689 г., М., 1958, стр. 32—37, 109—111).

Воспроизводится по:

Русско-китайские отношения в XVII в. Материалы и документы. Т. 1. 1608-1683. М. Наука. 1969



Источник: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVII/1600-1620/Rus_kit1/121-140/133.htm
Категория: Акты исторические 1670г. | Добавил: ostrog (28.04.2012)
Просмотров: 543 | Теги: нерчинский, цинский, Князь, грамота, эвенкийский, воевода, Аршинский, Шенцзу, император, Лифаньюань | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]