1666г. декабря 26 – Отписка красноярского воеводы Г.П. Никитина о вторжении «царевича» Лоджана (Лавсана) в Киргизскую и Тубинскую землю, перекочевке к Красноярску группы киргизов во главе с князцом Шандой Сенчикеневым и «посылке» к Лоджану красноярских служилых людей «с выговором».
(Л.69) Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичю всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцу холоп твой Гаранка Никитин челом бьет. В нынешнем, Государь, во 172 году маия в 16 писал, я холоп твой, к тебе, Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичю всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцу про приход мугалского царевича Лоджана саин контайши с красноярскоми атаманом Родионом Кольцовым да с пятидесятником с Трифанком Еремеевым да с Костькою Кольцовым, что он саин контайша пришол на твою, Великого Государя, Тубинскую землю с мугальскими людьми и твоих Великого Государя ясашных людей ро[зогнал] в камень и в чорные леса [и твоему], Великого Государя, ясашному про[...] [збо]ру учинил поруху великую [...] и велел на себя збирать ясак соболи и бобры, а х киргиским, Государь, и тубинским и к алтырским и х керетцким князцом присылыл для запросов для коней и скота и они к саин контайше (Л.71) послали триста коров да тысечю овец. И он приняв у них скот и исплоша на Киргиской степи пришол на них совсеми людьми и их, киргиз и тубинцов и алтырцов и иных твоих Великого Государя иноземцов взял в полон з женами и з детми и со всеми животы и с лошедми и с рогатым скотом. А достальные, Государь, киргиские и тубинские князцы Шанда Сенчикенев да Итпалай Медечин да Арыпкай Тюленев с товарыщи сто тритцать девять человек от него саин контайши пришли под Красноярской острог з женами и з детми и с коньми и с рогатым скотом и со всеми животы и били челом тебе Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичю всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодерцу, а мне, холопу твоему, подали за имяны челобитную, чтоб ты, Великий Государь, их пожаловал и указал им жити под Красноярским острогом с подгородными качинскими и аринскими и ястынскими ясашными татары вместе и дали твоего Великого Государя ясаку вновь (Л.72) по соболю с человека, а впредь им прибавливать по соболю ж на год, а как, Государь, будет пять лет им бы платить против подгородных ясашных ттар по пяти соболей с человека. И я, холоп твой, взяв у них твой Великого Государя новой ясак послал к тебе Великому Государю к Москве перж сего отпуску в нынешнем же во 172 году с красноярским атаманом с Родионом Колцовым с товарыщи и их киргиских двух человек челобитчиков отпустил к тебе Великому Государю к Москве с ними ж вместе. И по твоему, Великого Государя, указу, и по прежним твоим, Великого Государя, грамотам писал я, холоп твой, в Томской город к воеводе к Ивану Бутурлину о саинской тайшине с мугалскими людми приходе и о твоих Великого Государя ясашных людях разоренье, что саинской тайша ясашных людей розогнал в камень и в чорные леса, а иных забрал к себе и твоему Великого Государя ясашному пормыслу и збору поруху учинил и о киргиских, Государь, и тубинских [381] князцах писал же, что он забрал всех к себе и роздал по приставом з женами и з детьми и лошадей и рогатой скот (Л.73) и животы все пограбил. А к саинской таише посылал я, холоп твой, не по одно время и велел ему неправды ег[о] выговаривать, чтоб он пришед на твою, Великого Государя, Киргискую и Тубинскую землю и, забыв отца своего правду и шерть, учинил неправду многую, твоих, Великого Государя, ясашных людей розогнал в камень и чорные леса, а иных многих ясашынх людей забрал к себе и твоему, Великого Государя, ясашному промыслу и збору учинил поруху великую и киргиских и тубинских и алтырских князцов побрал з женами и з детьми и переграбя роздал по приставам и саин контайша не токмо что, Государь, от того унялся.
И он присылал ко мне, холопу твоему, людей своих, чтоб и досталных киргиских и тубинских князцов Шанду Сенчикенева с товарыщи, которые под твою, Великого Государя, высокую руку в ясак приехали и твой, Великого Государя, ясак и аманатов дали, чтоб их последних киргиз и тубинцов выдать ему саин контайше и отослать бы к нему же нами и з детьми и с коньми и с рогатым скотом и со всеми животы. И я, холоп твой, во всем ему отказал, чтоб без твоего, (Л.74) Великого Государя, указу киргиз и тубинцов отдати ему ис под Красноярского острогу их отослати нелзя. И приказал я, холоп твой, к нему, саин контайше, что о твоих киргизах и тубинцах о указе писал я, холоп твой, к тебе Великому Государю к Москве и что их без твоего Великого Государя указу отдати нельзя, что, Государь, они дали с себя тебе Великому Государю ясак и аманатов. И той же, Государь, весны посылыл, я, холоп твой, в Тубинскую землю в ясашные улусы для твоего великого государя ясашного збору красноярских служилых людей Ивашка Рога с товарыщи четырех человек. И с тех, Государь, четырех человек саин контайшины мунгальские люди дву человек ясашных зборщиков Мишку Кохтура да Матюшку Жданова убили до смерти и твою, Великого Государя, ясашную казну что у них собрано было пограбили. А Ивашко Рог да Стенька Суздалец сам друг приехав в Красноярской острог подали мне, холопу твоему, доезд за своими руками. А в доезде их написано, что они в тубинских улусах недобраново ясаку не собрали ничево что де, Государь, мугальские саин контайшины люди (Л.75) у твоих, Великого Государя, ясашных людей лошеди и рогатой скот и сарану и всякие запасы пограбили. И от того де, Государь, грабежу половина ясашных людей з голоду померли и много де ясашных людей на дороге от голоду мертвых наезжали, а иных де ясашных людей мугалские елюди побили до смерти, а иных де ясашынх людей саин контайша роздал мугальским своим людям в холопи з женами и з детми и со всеми животы, а иные де, Государь, розбежались в каменть и в чорные леса и сыскать их негде, а в остальных де ясашынх людей отогнали к себе.
А верховской, Государь, ясашной татарин Чукурак в съезжей избе мне, холопу твоему, в рос- просе сказал, как де, Государь, на твою Великого Государя Тубинскую землю пришол мугальской царевич саин контайша со всеми людьми в осень и мугалские люди твоих Великого Государя ясашных людей сарану и всякие зимние запасы пограбили и с осени де им ести стало нечево и твоих де Великого Государя ясашных людей без запасв от голоду зимою померло болши ста человек. А з женами и де, Государь, и з детми померло человек с триста. (Л.76) И та де, Государь, Киргиская и Тубинская земля запустела вся и твои де Великого Государя ясашные люди разорены без остатку.
Да в нынешнем же, Государь, во 172 году июня в 14 прислал ко мне, холопу твоему, мугаль- ской царевич саин контайша с киргиским князцом Атаяком да посланцом своим Далахаем твою, Великого Государя, грамоту за твоею, Великого Государя, большою красною печатью. И подав ту твою, Великого Государя, грамоту говорил мугальской посланец что де по той твоей Великого Государя грамоте велено саин контайше жити на твоей Великого Государя Тубинской земле на Абакане реке со всеми мугалскими людми и велено де, Государь, владети киргизами и чтоб мне, холопу твоему, ту твою Великого Государя грамоту вычесть. И я, холоп твой, ту твою Великаго Государя, грамоту вычел всю и в той твоей, Великого Государя, грамоте, что ему, саин контайше, на твоей, Великого Государя, Тубинской земле со всеми мугальскими людми жити и киргизами и тубинцами владети ничего не написано, а написано в ней ему, саин контайше, твое государское милостивое (Л. 77.) слово и где твое Царского Величества повеление будет и ему, саин контайше, помня отца своего ссылку тебе, Великому Государю, со всеми людми служити и торговым людям с [382] товары велено ездити на обе стороны и торговати павольною торговлею. И вычет ту твою, Великого Государя, грамоту отдал я, холоп твой, им и отпустил их к саин контайше.
И о том, Государь, о всем разоренье и о всех саинкой тайшиных неправдах писал я, холоп твой, в Томской город к воеводе к Ивану Бутурлину и ис Томского, Государь, писал ко мне холопу твоему воевода Иван Бутурлин, чтоб мне по твоему, Великого Государя, указу послати к нему, саин контайше, ис Красноярского острогу сына боярсокго и служиылх людей и велеть ему говорити, чтоб он в твои, Великого Государя, ясашные улусы людей своих не посылал и ясашных людей грабить и сильно отнимать не велел. И по твоему, Великого Государя, указу посылыл я, холоп твой, к саин контайше с выговором, о всех ево многих неправдах и о побитых красноярских служилых людях и о ясашной казне (Л.78) красноярского сына боярского Ивана Архипова с служилыми людьми.
И сын бяорской Иван Архипов с товарыщи подал мне, холопу твоему, доезд за своими рука- ми а в доезде написано, говорил де ему мугальской царевич саин контайша что де он пришол на твою, Великаго Государя, Тубинскую землю со всеми людми жити и киргискими и тубинскими князцы владети собою и чтоб де ему и тех киргиз и тубинцов, которые под Красноярской острог приехали, и твой Великого Государя, ясак и аманатов дали отослати к нему ж, саин контайше, и отдати з женами и со всеми животы. Да он же, саин контайша, говорил что де, Государь, киргиские князцы, которые от него, саин контайши, отбыли Чин да Томара с товарищи, собрався отогнали у мугалских ево людей сто шездесят пять лошедей да двух де человек ранили и тех бы де киргиз, связяв и лошеди сыскав, прислати к нему, саин контайше. И выговоря де, Государь, те речи саин контайша осердился и велел у сына боярсково у Ивана Архипова наказную память за твоею Великого Государя (Л. 79) Красноярскою печатью отнять и его де, Ивана, тайши ростянули и наказную память из за пазухи отняли сильно и велели вычитать томскому сыну боярскому Ивану Петрову и вычет де, Государь, наказную память велел отдати саин контайша сыну боярскому Ивану Архипову ту наказную память назад. И после, Государь, того жил саин контайша на твоей Великого Государя Тубинской и Киргиской земле и, разоря твоих, Великого Государя, всех верховских ясашных людей многих и побрав с собою Киргискую и Тубинскую землю запустоша, пошол с тое Великого Государя Тубинские земли со всеми своими людьми на свою Мугальскую землю за Саянской камень. А киргиз, Государь, переграбя, отпущал на свою землю только старых да малых робят, а то де, Государь, всех з женами и з детми погнал с собою на свою землю.
А посылал я, холоп твой, к нему выговаривать чтоб он, саин контайша, и достальных твоих Великого Государя ясашных людей Камасинскую и Яринскую и Канскую земли и иные ясашные земли не разорил и вконец не запустошил, а как он, саин контайша, посылыл в твою Великого Государя лутчюю Канскую землю на себя ясаку збирать тубинских князцов Бурчана с товарищи и своих мугалских людей. И я, холоп твой, посылал в Канскую (Л.80) землю ясашным людям и ясаку двавть не велел, что преж сего, Государь, канские ясашные люди мугалом ясаку не давывали, а что он, Государь, он саин контайша приходил со всеми людьми на твою Великого Государя Тубин- скую и Киргискую землю и разорил ясашные земли без остатку. И то, Государь, розоренье все учинилось от томских детей боярских и от служиылх людей, которые с торгами и с товары ходят и своими наговоры навели ево на твою Великого Государя Тубинскую и Киргискую землю нарпасно. А что, Государь, красноярскому сыну боярскому Ивану Архипову выговаривал саин контайша, что киргизские князцы, которые от него отбыли под Красняорской острог Чин да Тумара с товраищи отганили сто шездесят пят лошадей и я, холоп твой, тех киргиз сыскал и в съезжей избе роспрашивал, а в роспросе мне, холопу твоему, сказали что де, Государь, ныне пришол на них киргиз мугалской царевич саин контайша с своими мугалскими людьми и их де полонил насилством и обманом всех з женами и з детми и животы все пограбил и которые де, Государь, киргизы от его разоренья приехали под твою Великого Государя высокую руку под Красно(Л.81)ярской острог и дали тебе Великому Государю ясак и аманатов и у их де брати у киргиз ухоронены на лабазах и в земле закопаны и каменях упрятаны были животы их многие шубы собольи и горностальи и всякое зимнее и летнее платье и те де, Государь, их киргиские поклажей саин контайшины мугалские люди пограбили без остатку и они де, Чин и Томара, собрався поехали животов своих на лабазах и в ямах сыскивать и животы де их все на лабезех пограблены и из ям выкопаны и смотря де они [383] животов своих наехали мунгатцкие его улусы и отогнали, де было за свои многие обиды и за
разорнеье коней и кобылиц и жеребят со сто и ис тех де, Государь, много в островах потонуло. И я, холоп твой, тех киргизских князцов за те отгонные лошади посадил в аманаты до твоего, Великого Государя, указу, а те отгонные лошеди сыскивают. Да что, Государь, приехали под твою Великого Государя высокую руку под Красноярской острог киргиские и тубинские князцы Шанды Сенчике- нев с товарыщи сто тритцать девять человек и дали тебе Веоикому Государю ясак и аманатов (Л.82) и сведав, Государь, они, что мугальской царевич саин контайша пошол с твоей, Великого Государя, киргиские и тубинские земли со всеми людьми на свою землю за Саянской камень и ныне, Государь, те киргиские и тубинские князцы и все их улусные люди бьют челом тебе, Великому Государю, что де им под Красноярским острогом с подгородными качинскими и аринскими и ястынскими ясашными татары жтити и кочевати тесно и с коньми и с рогатым скотом кочевати негде, что де, Государь, многие служилые люди поселилися деревнями и иззаняли заимки и хлеб пашут и сена косят в угодных кочевнях местех и им де, Государь, с подгородными с качинскими и аринскими и ястынскими ясашными татары кочевати тесно и ясаку де им около острогу пормышляти негде и чтоб ты, Великий Государь, их пожаловал, указал им жити со всеми своими кочевьи и с коньми и с рогатым скотом на своей Киргиской и Тубинской земле по прежне- му, а твой де Великого Государя ясак учнут они промышляти на своих землях тот ясак учнут платити и аманатов приводити в Красноярской острог по прежнему (Л.82) и свою де, Государь, братью, которые на Киргиской земле от саин контайши остались, учнут де они под твою Великого Государя высокую руку в ясак приводить, а аманатов, Государь, в том дают добрых и о том о всем что ты, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец укажешь.
А с сею отпискою послал я, холоп твой, к тебе, Великому Государю, красноярского служило- го человека Микитку Дружинина да ясашново зборщика красноярского ж служилого человека Стенку Суздальца, которой посылан в Тубинскую землю. И он, Стенька, им государевым ясашным людям разорнеье видел и про все ведает и доезд ево посылан к тебе, Великому Государю, к Москве преж сего с атаманом с Родионом Кольцовым с товарыщи.
На Л. 70.
Отметка о подаче: 173 декабря в 26 де подал красноярский казак [Микитка Суздалец].
Адрес: Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичю всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцу.
РГАДА. Ф. 214. Сибирский приказ. Стб. 380. Л. 69 – 82. Подлинник.
Воспроизводится по:
Барахович П.Н. Служилое население Центральной Сибири в XVII столетии (Енисейский и Красноярский уезды). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. 2016г. С. 380—383. |