Главная » Документы » Акты исторические 1650 -1659гг. » Акты исторические 1651г.

1651.05.31

1651 г. мая 31-го. – Грамота Томским воеводам Волынскому и Каковинскому, о нечинении обид и притеснений церковным причетникам (с копии).

От царя и великаго князя Алексея Михайловича всея России самодержца в Сибирь, в Томской воеводам нашим — Михайлу Петровичу Волынскому да Богдану Андреевичу Каковинскому, да дьяку нашему Михайлу Ключареву. Бил нам челом богомолец наш Симеон, архиепископ сибирский и тобольский: слух до его-де дошел, что в Сибирских городах воеводы наши и приказные люди во всякия их святительския, и церковныя, и в духовныя дела вступаются, и церковников: попов, и дьяконов, и дьячков, и пономарей, и всяких церковных причетников к нашему всякому делу и письму от Божеских церквей емлют, и во всем их судят, и смиряют, и от церквей отставливают, и с попов скуфьи снимают, и в тюрьму сажают, и бадожьем и ослопьем бьют. Да в сибирских-же городах: в Томском, на Красном Яру, в Кузнецком и Енисейском острогах и в слободах бывают за нашим выдельным хле-[2]бом выдельщики, и те-де выдельщики к нашему выдельному хлебу емлют попов, и дьяконов, и дьячков, и пономарей и держат их до тех мест, покамест в городах и в слободах пятый хлеб на кос выделят: а в те-поры наше богомолье — церкви Божии стоят без пения и от того-де в Сибири попам, дьяконам, и дьячкам, и всяким церковным причетникам, и пономарям от воевод и приказных людей И от пятинных выдельщиков обиды и изгони великия.
И прежде-де сего прежние архиепископы во все сибирские города к воеводам и к приказным людям о том писывали и не по одно время, чтоб им, воеводам и приказным людям, ни в какия церковныя и в духовныя дела не вступаться, и церковников: попов, и дьяконов, и дьячков, и пономарей не судить, и не смирять, кроме их святительскаго суда, и воеводы-де и приказные люди того-де святительскаго письма не слушают, и презирают, и чинятся во всем сильны, и нам-бы его, богомольца нашего Симеона, архиепископа сибирскаго и Тобольскаго, пожаловать: в Сибирских городах воеводам нашим и приказным людям во всякия святительския, церковныя и духовныя дела и суды, кроме его, богомольца Симеона архиепископа, не вступаться, и церковников, и всяких попов, и дьяконов, и дьячков, и пономарей ведать, и к нашему делу и к письму их церковников сильно имать, и судить, и смирять, и выдельному хлебу выдельщикам от нашего богомолья от церквей Божиих имать не велети, и впредь оставить, чтоб наше богомолье — церкви Божии без пения не были, и велети о том нам указь учинить, и дать в сибирские города к воеводам грамоты, чтоб в Сибирских городах от воевод и от приказных людей церковному чину никакого насильства и утесне-[3]ния не было, и врознь им не разбрестись и в конец не погибнуть.
И мы богомольца нашего Симеона, архиепископа сибирскаго и Тобольскаго пожаловали: по всякия его святительския, и церковныя, и в духовныя дела и суды, окроме его архиепископа, не вступаться и церковников - попов, и дьяконов, и дьячков, и пономарей ведать, оприч душегубства, и разбоя, и татьбы с поличным, ни к каким делам сильно не имать, окроме выдельнаго хлеба, не велели, а к выдельному хлебу попов, и дьяконов, и дьячков указали всемя имать попрежнему, потому что и на Руси во всех наших селах, где наши устроены пашни, попы, и дьяконы, и дьячки, и пономари, и всякие церковные причетники у выделу бывают. А Сибирских церковных причетников у выдельнаго хлеба напрасно задерживать есте не велели, чтоб церкви Божии без церковных причетников без пения не были.
И как к вам ся наша грамота придет, и вы-б в Сибири в Томском архиепископския, и церковныя, и в духовныя, и в судныя дела, окроме нашего богомольца Симеона, архиепископа сибирскаго и Тобольскаго, не вступались, оприч душегубства, разбоя и татьбы с поличным не ведали и ни к каким делам, оприч выдельнаго хлеба, имати их не велели, а у выдельнаго хлеба велели им быть попрежнему, а напраснаго задержания им чинить не велели, чтобы церкви Божии без церковных причетников без пения не были. Да и в города и остроги томскаго разряда к воеводам написал, против сего нашего указа, ты, Михайло Волынский, чтоб они потому-ж в архиепископския церковныя и духовныя дела и суды, окроме богомольца нашего Симеона, архиепископа сибирскаго и Тобольскаго, не вступались и церковных причетников — попов, и дьяконов, и дьячков, опричь [4] душегубства, разбою и татьбы с поличным, не ведали и к нашим ни к каким делам, оприч выдельнаго хлеба, имать их и у выдела задерживать их не велели, чтоб церкви Божии без пения не были Да и в слободах томскаго разряда приказчикам против сего нашего указа, вы от себя отписали-ж. и иных городов воеводам, а в слободах приказчикам ты, Михайло Волынский, отписать о том велел-же Писано на Москве лета 7159-го мая в 31 день.

На копии написано: грамота получена в Томске 7160 г. июля в 3-й день, за подписом дьяка Григорья Протопопова.

Воспроизводится по:

Исторические акты XVII столетия (1630-1699). Материалы для Истории Сибири. Вып. 2 собрал и издал Инн. Кузнецов. – Томск, Типо-Литография Михайлова и Макушина, 1890, № 1, С. 1 — 4.

Стиль, пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.


Сетевая версия – В. Трухин, 2015.

 

Категория: Акты исторические 1651г. | Добавил: ostrog (23.01.2015)
Просмотров: 242 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]