Главная » Документы » Акты исторические 1640 -1649гг. » Акты исторические 1646г.

1646.01.08

1646 года января 8. – Из «скаски» казака Нехорошего Иванова Колобова о своих службах на реках Улье и Охоте в отряде Ивана Москвитина.

154 году, генваря в 8 день, на Ленском волоку в съезжей избе перед воеводы перед Васильем Никитичем Пушкиным да перед Кирилом Осиповичем Супоневым да перед дьяком перед Петром Стеншиным, Ленского Якутцково острогу служилой человек, который ныне с ыными казаки прислан за государевою соболиною казною до волоку в провожатых, Нехорошко Иванов сын Колобов в роспросе сказал1: в прошлом де во 147 году с Алдана реки из Бутанского острожку посылал на государеву службу томской атаман Дмитрей Копылов томских служилых людей Ивашка Юрьева сына Москвитина2 да их, казаков, с ним тритцать человек на большое море окиян, по тунгускому языку на Ламу. А шли они Алданом вниз до Май реки восьмеры сутки, а Маею рекою вверх шли до волоку семь недель, а из Май реки малою речкою до прямого волоку в стружках шли шесть ден, а волоком шли день ходу и вышли на реку на Улью на вершину, да тою Ульею рекою шли вниз стругом плыли восьмеры сутки и на той же Улье реки, зделав лодью, плыли до моря до устья той Ульи реки, где она впала в море, пятеры сутки. И тут де они, на усть реки, постави(ли) зимовье с острожком... А по той де реке по Ульи живут те тунгусы четыре роды: Килары, Долганы, Горбыканы, Бояшенцы,3 а тех де родов людей у них много - у одного де Ковыри, которого сын у них был в аманатах, Боканов, ево человек с пятьсот и больши, а у иных де родов потому же и больши их улусных людей. А на той де реке на Улье соболя и иного всякого зверя у них много, а бой у них лучной, у стрел копейца и рогатины все костяные, а железных мало; и лес и дрова секут и юрты рубят каменными и костяными топорами... Да они ж де ис того ж острожку ходили морем на Охоту реку трои сутки, а от Охоты до Ураку одне сутки... А те де реки собольные, зверя всякого много и рыбные, а рыба большая, в Сибири такой нет, по их языку кумжа, голец, кета, горбунья,4 столько де ее множество, только невод запустить и с рыбою никак не выволочь. А река быстрая и ту рыбу в той реки быстретью убивает и выметывает на берег, и по берегу ее лежит много, что дров, и ту лежачую рыбу ест зверь - выдры и лисицы красные, а черных лисиц нет. А жили де они на тех реках и с проходом два годы. И те де аманаты говорили им, что им на той Охоте реки, поставя острожек крепкой, и соболей де и лисиц будет много... Князец... учел им росказывать, что от них направо в летнюю сторону на море по островам живут тунгусы гиляки сидячие,5 а у них медведи кормленые6 и тех де гиляков до их приходу побили человек с пять сот на усть Уды реки, пришед в стругах бородатые люди доуры.7
А платье де на них азямы,8 а побили де их обманом: были у них в стругах в однодеревных в гребцах бабы, а они сами человек по сту и по осмьюдесят лежали меж тех баб и как пригребли х тем гиляком и, вышед ис судов, и тех гиляков так и побили.9 А бой де у них топорки, а сами были все в куяках збруйных. А руских де людей те бородатые люди называют себе братьями. А живут де те бородатые люди х той же к правой стороне в лето по Амуре реки, дворами и хлеб у них и лошади и скот и свиньи и куры есть и вино курят и ткут и прядут со всего обычая с руского. И промеж их и тех тунгусов живут тунгусы свой род анатарки сидячие, недошод до усть Муры. А те де онатарки люди богатые, соболей и того зверя и оленей у них много, а торгуют с теми бородатыми доурами на хлеб, на крупу. И про серебро де сказывал, что тех же де бородатых людей у даур есть, и те де будто дауры руских людей желают видить для того, что называютца их братьями. А они де на том побоищи, где гиляков те бородатые люди побили, были и суда их, в чом они приходили, струги однодеревные, жгли. Да тут же они нашли дно цынинчного сосуда. А тех они онатырков не доходили, а гиляков, которые живут по островам,10 тех проходили. А сказывали те тунгусы, что от них морем до тех бородатых людей недалече. А не пошли де они к ним морем за безлюдством и за голодом, что там сказывали рыбы в тех реках нет. А то де амурское устье они видели через кошку.. .11 И они де... оттуде того лета пошли назад морем и вышли на Аладаму12 реку, и на Алдаме де реке... зимовали, да вышли в великой пост на Улью реку, и на той реке весновали и, зделав суды, выплыли на Май реку, а в Якутцкой острог к воеводам к Петру Головину с товарищи пришли того же лета. Которого лета они в Якутцкой острог пришли, и те соболи одиннатцать сороков отдали воеводам Петру Головину с товарищи; а ценен был де тот головной сорок четыреста рублев. И те де соболи Петр Головин выслал к государю, к Москве с енисейским казаком Елескою Бузою с товарищи.13 А того де Ивашку Москвитина с товарищи из Якутцкого острогу воеводы отпустили ево з Дмитрием Копыловым в Томской, а ево де, Нехорошка, сама четверта оставили в Якутцком остроге. После де их на тех реках служилых людей никово не осталось и преж их нихто руских людей, служилых и промышленых, не бывало ж. И как они пришли в Якутцкой острог, и из Якутцкого острогу служилых людей на их место не послано же.14
А только де государь укажет послать на те реки своих государевых служилых людей человек тритцать в куяках да х тому охочих промышленых будет человек тритцать же, и на тех де реках тех тунгусов под государеву царскую высокую руку привесть мочно, и государю прибыль учнет быть не малая, потому что на тех реках немирных замлиц тунгуских розных родов людей много и по тем рекам соболя и всякого зверя много ж. А соболи добрые черные. А суды делать здесь на Муке реке, а надобно дощаник водою мелок, да х тому дощанику15 в прибавку два струга с набои однодеревые добрые. И только де отпустят ранее с весны, и на те реки однем летом дойтить мочно, потому что только до волоку ходу недель с восемь, а волок не велик, только день ходу: а то де судно только до того волоку, а те де струги мочно за тот волок на катках на себе перетащить. А за волок перешедчи на Улье реку, делать против прежнего лодья, в которой по Улье до Ламы и до Охоты реки итти. А как де с Ламы только наскоре с отписки в Якутцкой острог послать, и мочно назад с Ламы по тем рекам в Якутцкой острог тем же годом, потому что с Ламы реки до волоку одного только перейти на Ульи реку двенатцать ден. А Ульи река впала в Май реку.16 А с соболиною казною высылка будет в другой год...

На обороте: К сей скаске вместо служивого человека Нехорошка Колобова, по его веленью, служилой человек Ивашка Яковлев.

ЦГАДА, Якутская Приказная изба, ст. 66, л. 1-3.

Примечания:

1 Расспрос казака Колобова (товарища Ивана Москвитина), незадолго до этого побывавшего на реке Охоте, происходил на Ленском волоке. Здесь его встретили едущие в Якутск воеводы Василий Пушкин и Кирилл Супонев. На Ленском волоке были в разные числа января 1946 г. допрошены и другие казаки, прибывшие с северо-восточных рек (см. док. 8, 9, 10).
Расспрос казака Колобова вместе с другими материалами экспедиции Ивана Москвитина лег в основу «Росписи рекам и племенам людей», являющейся первым географическим и этнографическим описаниям Охотского побережья. Эта «роспись» опубликована Н. Н. Степановым (см. Изв. ВГО, т. 75, вып. II, 1943).
2 Иван Юрьев Москвитин, томский казак, возглавлял отряд, направленный Копыловым для открытия новых земель, к востоку от реки Алдана. В 1639 году Москвитин первым из русских по реке Улье вышел к берегу Тихого океана. Экспедиция Ивана Москвитина - первая экспедиция русских на Тихий океан. Она стоит в ряду важнейших русских экспедиций в Сибирь в XVII в., способствовавших важнейшим географическим открытиям, росту и укреплению Русского государства.
3 Килары, долгане, горбыканы и бояшинцы - эвенские роды, кочевавшие в бассейне рек Ульи и Охоты.
4 Показание Колобова о рыбах Охоты и Урака не вызывает возражений. Действительно, в Сибири кумжа, кета и горбуша не водятся; они имеются в изобилии только в морях Тихого океана, а в северовосточных реках от Чукотки до Лены встречаются очень редко. (Л. С. Берг. Рыбы пресноводных вод СССР и сопредельных стран, ч. 1, стр. 292-293, М.-Л., 1948).
Также не преувеличен рассказ Колобова о рыбных богатствах рек Охотского моря. Во время икрометания, происходящего, как правило, в верховьях рек, рыба ходит огромными косяками, а после того засыпает. Течением и волнами ее во множестве выбрасывает на берег.
5 Рассказ Колобова о расселении гиляков севернее реки Уды и по островам Охотского моря представляет большой научный интерес. Как сообщила нам тунгусовед Г. М. Василевич, до настоящего времени считалось, что гиляки заселяли области южнее реки Уды.
6 «У них медведи кормленые» - указание на своеобразный, не встречающийся у палеоазиатских народностей обычай откармливания медведя, которого убивали на торжественном празднике. По этому поводу этнограф Л. Я. Штернберг пишет: «У гиляков много родовых праздников, но самым важным считается так называемый медвежий праздник. Праздник этот играет огромную роль в общественной жизни гиляков... Так как не проходит года, чтобы в тех или других местах не происходили подобные праздники, собирающие на много дней представителей многочисленных родов, то моменты эти играют такую же роль в социальном общении гиляцкого племени, какую некогда играли олимпийские и другие игры Греции» (Первобытная религия, стр. 33, 37, Л., 1936). Надо отдать должное наблюдательности наших казаков, подметивших при первом же знакомстве с гиляками существенные черты их быта, культуры и обрядов.
7 «Бородатые люди дауры» - эвенкийское племя, смешанное с монголами, так называемые монголоидные тунгусы.
8 «А платье на них азямы». Этим понятием тунгус, рассказывая Колобову о соседних народах, подчеркнул, что их тунгусская одежда разнится от одежды дауров. Как сообщила нам этнограф Е. П. Орлова, верхняя одежда охотников эвенов резко отлична от одежды гиляков и гольдов (нанаев). Одежда гиляков имеет форму наглухо закрытого матерчатого темно-синего халата, орнаментированного по вороту, борту, подолу и рукавам аппликациями и вышивкой, а эвенки носят «расколотую» одежду в виде фрака XIX века, сшитого из оленьих шкур и украшенного цветным бисером (гамма цветов: голубой, белый и черный). Эвенкский «фрак» не сходится на груди, его подол обшивается колокольчиками и бубенчиками, звенящими при малейшем движении.
9 Рассказ о бое гиляков с даурами до сих пор сохраняется в фольклоре. Теперь по данному документу можно датировать это событие первой половиной XVII века.
10 По всей вероятности, имеются в виду Шантарские острова.
11 Свидетельство Колобова о том, что вместе с Москвитиным они были вблизи устья Амура и даже видели его из-за прибрежной косы (кошки), существенно пополняет наши сведения об этом историческом походе. Новейший исследователь считает, что Москвитин дошел лишь до реки Уды (Н. Н. Степанов. Первая экспедиция русских на Тихий океан. Изв. Всес. географ. общ., 1943, т. 75, вып. II).
12 Аладама - река Алдома.
13 В июле 1642 г. Елисей Юрьев Буза направился в Москву с государевой ясачной соболиной казной и больше не возвращался на Лену. Дальнейшие его службы неизвестны.
14 Занятые открытиями на северо-востоке Сибири, якутские власти, действительно, не обратили должного внимания на сообщение Москвитина о реке Охоте. Только через четыре года они направили туда отряд под командой Семена Шелковника.
15 Дощаник - речное судно, поднимавшее от 2 до 10 тысяч пудов.
16 Сообщение Колобова о том, что Улья впадает в реку Майю, неверно. Русло Ульи подходит очень близко к правым притокам Майи, но не сливается ни с одним из них.

Воспроизводится по:

Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах: Сборник документов о великих русских географических открытиях на северо-востоке Азии в XVII веке./ Сост. М.И. Белов. - Л. - М.: Изд-во Главсевморпути, 1952. Док. № 7

Категория: Акты исторические 1646г. | Добавил: ostrog (06.04.2014)
Просмотров: 2198 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]