Главная » Документы » Акты исторические 1640 -1649гг. » Акты исторические 1644г.

1644.09.29

1644 года сентября 29. Из расспросных речей в Якутской съезжей избе казаков Лаврентия Григорьева, Ивана Ерастова, Третьяка Алексеева и др., о реках Колыме, Нелоге и о племенах, населяющих соседние районы.

153 году, сентября в 29 день, в роспросе служилой человек Лаврушка Григорьев сказал: привез де конем наказ за государевою ленскою печатью от стольника и воеводы, от Петра Петровича Головина, в прошлом во 151 году служивой человек Гришко Кисель, а тот де было наказ прислан служивому человеку Митьке Михайлову Ярилу,1 велено ему, Митьке, проведывать про серебряную руду и роспрашивать иноземцов накрепко против юкагирского шамана речей, которово привез Елеска Буза, накрепко, на которой реке серебряная руда и сколь далече от Ындигирской реки? И он де, Лаврушка, по тому наказу роспрашивал иноземцев ковымского князца шамана Порочю и жену ево про серебряную руду, есть ли на которой реке серебряная руда, близко от Индигирской реки и сколь далече. И тот де ковымский князец ему, Лаврушке, в роспросе сказал: есть де река Нелога за Ковымою рекою впала в море своим устьем.2 А на той де реке Нельге близко моря в горе, в утесе руда серебряная. А люди де живут у той горы пешие на одном месте в земляных юртах. А род де у них и язык свой, не юкагирской. А называютцо де оне натками. Да те ж де люди в реках берут одекуй белой, а тово де одекую у них много. А от той де реки Нелоги от вершины пошла река Чюндона.3 А впала де та река Чюндона блиско моря в Ковыму реку. А люди де по той реке суть живут юкагири. А в вершине живут на той реке люди род свой, рожи у них писаные.4 А с Нелоги де реки приходят натты от серебряные руды на ту Чюндону на вершину к писаным рожам торговать,5 а временем де с ними и дерутца; а продают де те нелогские люди писанным рожам серебро да одекуй. А те де писаные рожи им продают олени да бабы.6 А серебра де и одекую у тех нелогских людей много. И он де, Лаврушка, казал ему, шаману, одекуй белой да бисер. А шаман де сказал: не таков де на Нелоге реке одекуй, лутче де русково одекую и бисеру. А сказывает де тот шаман, что у них тот одекуй сам видел. И по Шамановым роспросным речам, чает того одекую жемчюгом.
Да он же, Лаврушка, роспрашивал про тое ж реку Нелогу юкагирсково аманата князца Шенкодья, шамана, бес ковымсково аманата Порочи. И тот де Шенкодье, шаман, в роспросе сказал сверх речей ковымсково князца шамана про ту реку Нелогу и про серебряную руду те ж речи слово в слово. А толмачил де те речи роспросные баба тунгуская Бырчик, которая в толмачах в Ындигирской реке. Да тот же де ковымской князец бил челом государю, чтобы ево сына послали в Ковыму реку к Митьке Зыряну, и там де он, шаман, станет государю ясак (давать) под сына своего по вся годы большей с одного своего роду. А тут де он, шаман, приходил в гости на Индигирку з братом...
Да он же, Лаврушка, сказал: ведомо ис тово де аманата Шенкодия, шамана, роду ево много, а у него Шенкодья, шамана, четыре сына и ясаку государева Шенкодьевы родники не платят. А роду де ево, Шенкодья, четыреста человек. А дети де ево и братья родные к острожку не ходят.
А в прошлом во 150 году служивому человеку Митьке Зыряну под него, шамана, дали дватцать соболей и с тово де году пот тово Шенкодья ясаку государева не давывали, а промыслить де над ним некем потому, что де безлюдно. Да на Индигирке же де реке есть князец Пелева, а роду де ево з двести человек, а ясаку де государева не платит. Да ясашных де родов в Ындигирской реке Морлева роду двести пятьдесят человек, а ясаку государева не со всех дает, а всего дал государева ясаку дватцать соболей. Да другой де князец Бегелга, а роду де ево двести пятьдесят человек и больше, а государева ясаку дает шестьдесят соболей. Да третей аманат в том же Олюбенском острожке7 Морля князца улусной мужик Келтега, а ясака де государева дает дватцать соболей. Да Верхнем де зимовье Голянды аманата роду человек с пятьдесят, а ясаку де после Дмитрея Михайлова со 150 году не дают. Да Улда, князец, а роду ево с сорок человек, а ясаку де государева под сына своего ж книгами справил. Да пот ковымсково аманата, под Шаманова сына, взято вновь шестьдесят соболей, а роду де ево на Индигирской реки нет, род ево на Ковыме реке. Да у князца де Пелевы роду ево з двести человек, а ясаку де не платит ничево...
Да Ивашко Велкой8, да Тренька Олексеев, да целовальник Епифанко Волынкин в роспросе сказывали: в Нижном зимовье, в Олюбенском острожке, слышали де мы от ясашных юкагирей, что де Митька Зырян в Ковыму реку дошел здорово и аманатов добрых поймал и ясак государев большой взял.9 Да он же, Лаврушка, сказывал, что де Индигирской реки от порогу пошла вершина Мома,10 а по той де вершине живут юкагири и ламутки многие, а промышляют де соболи, а ясак де государю с себя не дают. И как де послать в Индигирскую реку и в Алазейскую и в Ковыму реку служивых людей сто человек добрых людей, и в государеве ясаке чает большей прибыли, потому что те реки людны и собольны. А товар де надобе в те реки на подарки иноземцам – одекуй синей большей, да палемки небольшие.11

ЦГАДА, Якутская Приказная изба, ст. 43, лл. 28 – 29.

Примечания:

1
Имеется в виду наказная память Дмитрию Зыряну (прозвище Ярило), хранящаяся ныне в ЛОИИ, ф. Якутские акты, к. 4, сст. 20, сст. 42 – 47.
2 «Нерога», или «Ниричан» эвенкийское название реки Хариус, богатой рыбой хариус. По всей вероятности, под рекой Нерогой подразумевали реку Чаун. За это предположение говорит имеющееся в памяти казаку Дмитрию Зыряну указание на близкую от Нероги р. Каленьбу, или Каленьву, – искаженное в русском произношении чукотское название «Коленьваам» (по – русски означает «пестрых утесов река»).
Как выясняется из «роспросных речей» князца Порочи и других, река Нерога, или по другой записи Нелога, расположена восточнее Колымы, причем ее истоки находятся вблизи истоков Анюя, а устье ее выходит в море. По сведениям, сообщенным нам ихтиологом Е.В. Бурмакиным, река Чаун действительно богата хариусом.
О серебряной руде на реке Нероге или Чауне не могло быть и речи. Вероятнее всего, что юкагиры приняли за серебро какой – либо другой металл.
Якутские воеводы XVII в. по заданию царского двора приложили большие усилия для поисков серебряных руд на северо-востоке. И хотя эти поиски, на которые было потрачено много времени и средств, не принесли ожидаемых результатов, они тем не менее характеризовали обстановку, в которой развертывались сибирские морские и сухопутные походы.
Русское государство, не располагавшее своими серебряными разработками, ввозило серебряную монету из-за границы, т. е. в какой-то степени зависело от западноевропейских держав. Естественно стремление избавиться от этой зависимости, наладить свои разработки полезных ископаемых. Насколько настоятельны были поиски драгоценных металлов в Сибири, свидетельствует тот факт, что почти во всех наказных памятях казакам, отправлявшимся в «новые землицы», обязательно имелся пункт с указанием на необходимость поисков «серебра». В упомянутой наказной памяти казаку Дмитрию Зыряну об этом сказано, что «серебряная руда государю надобна».
За открытие серебряных руд на северо-восточных реках якутский воевода обещал наградить казаков «государевым жалованьем таким, чево у вас на разуме нет».
Стремление московских властей к открытию и разработке огромных залежей природных богатств Сибири является ярким опровержением домыслов американских историков о том, что якобы русские в XVII веке осуществляли географические открытия только в погоне за соболем.
3 Река Чюндона – Анюй.
4 «Писаные рожи» – по всей вероятности, ходынцы, юкагирское племя, ныне совершенно исчезнувшее.
5 Надо полагать, что в этом кратком сообщении подразумеваются так называемые Анюйские ярмарки, позднее широко известные на северо-востоке Сибири.
6 «Бабы» – род холодного оружия, ножи.
7 Олюбинский острог стоял ниже впадения реки Уянды в Индигирку. С 60-х годов он не упоминается в документах.
8 Иван Велкой, он же Иван Родионов Ерастов.
9 Речь идет о морском походе Дмитрия Зыряна летом 1643г. с реки Алазеи на Колыму. В этом походе участвовали С.И. Дежнев и М.В. Стадухин.
10 «Вершина Мома» – Момский хребет.
11 Пальма – вид копья, холодного оружия, широко распространенного в то время среди сибирских племен.

Воспроизводится по:

Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах: Сборник документов о великих русских географических открытиях на северо-востоке Азии в XVII веке./ Сост. М.И. Белов. – Л. – М.: Изд-во Главсевморпути, 1952. Док. № 4

Категория: Акты исторические 1644г. | Добавил: ostrog (16.03.2014)
Просмотров: 360 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]