Главная » Документы » Акты исторические 1640 -1649гг. » Акты исторические 1640г.

1640.08 ранее

1640 года не позже августа. – Отписка ленских воевод Петра Головина и Матвея Глебова с расспросными речами енисейских казаков Посника Иванова1 и Прокопия Лазарева2, бывших на реках Индигирке и Яне для ясачного сбора и открытия новых земель.

Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холопи твои Петрушка Головин, Матюшка Глебов, Еуфимко Филатов челом бьют. В прошлом, государь, во 148 году, августа в 25 день, пришел к нам, холопем твоим, на Ленский волок енисейской служивой человек Посничко Иванов да красноярской служивой человек Оничка Никитин с товарищи с новой с Юкагирской землицы. А ясачного, государь, своего збору он, Посничко с товарищи, принес к нам, холопем твоим, четыре сорока три соболя. И мы, государь, холопи твои, ево, Посничка, роспрашивали, сколь долече Юкагирская землица от Якутцкого острогу и какие люди на ней живут, и многие ли чаят ли тебе, государю, с той землицы вперед в ясачном зборе прибыли, и поскольку в тое землицу для ясачного збору вперед служивых людей посылать? И Посничко, государь, с товарищи в роспросе нам, холопем твоим, сказал: в прошлом де, государь, во 146 году, апреля в 25 день, пошел де он, Посничко, служивыми людьми из Якутцкого острогу на Янгу3 реку с тритцатью человеки коньми и, шол де через камень до Янги реки и по Янге реке вниз до Якутцких людей четыре недели. А на вершине де, государь, Янги реки живут тунгусы именем ламутки4, а ясаку с себя государю не дают. А на низ де, государь, на Янге реке и по Олье реке живут многие якутцкие люди, князец Кутулга да Тунгус. И с тех де он, Посничко, якутов взял тебе, государю, ясак на 147 год шесть сороков соболей и выслал он те соболи того ж году в Якутцкой острог с шестью человеки. И впредь де, государь, для того твоего государя ясаку довететца на Янгу и на Олью реку посылать к якутом по шти человек. А ясак де твой, государь, збирать на Янге без аманатов. А аманатов де, государь, на Янге держать не сметь для того, что кормить нечем, река безрыбна. И в прошлом же де, государь, во 147 году он, Посничко с товарищи, з дватцатью с семью человеки пошол коньми с Янги реки вверх по Толстаку реке в Юкагирскую землицу на Индигерскую реку. И шол де, государь, по Толстаку и через хребты до Индигирские вершины многими неясачными тунгусами, ламутками до Индигерской реке и по Индигерской реке вниз до Юкагирской землицы четыре недели. И на Индигерской де, государь, реке в Юкагирской землице взяли два аманата и под тех де, государь, аманатов взял ясаку четыре сорока три соболя на прошлой на 148 год. И с тем де, государь, ясаком из Юкагирской землицы пошел он, Посничко, в Якутцкой острог с служилыми людьми с пятнатцатью человеки. А в юкагирской де, государь, землице оставил он с аманаты товарищов своих шестнатцать человек5. И идучи, де, государь, он назад из Юкагирской землицы в Якутцкой острог на Янге реке оставил он для твоего государева ясачного збору трех человек6. А Юкагирская де, государь, землица людна и Индигерская река рыбна. Будет де, государь, впредь на Индигерской реке, в Юкагирской землице сто человек служивых людей, и тем де людем мошно сытым быть рыбою и зверем без хлеба. И в Юкагирской де, государь, землице соболей много. И в Индигирь де, государь, реку многие реки впали. А по всем по тем рекам живут многие пешие и оленные люди. А соболя и зверя всякого много по тем рекам и землицам. Да у юкагирских же де, государь, людей серебро есть, а где де они серебро емлют, того он, Посничко, не ведает. И про иные де ему многие землицы юкагиры сказывали. А подлинно де, государь, того он, Посничко, про те землицы росказывать не умеет, потому что язык их юкагирский руские люди не знают. И впредь де, государь, в Юкагирскую землицу послать служивых людей, и тебе де, государю, будет в ясачном зборе большая прибыль. А ныне де для поспешенья в Юкагирскую землицу послать (надо) для ясачного збору, чтоб аманатов не отпустили, небольших людей. И мы, государь, холопи твои, ево, Посничка, да с ним красноярского казака Оничку Микитина, да енисейского казака Степанка Осипова, да тобольских служивых людей четыре человека, да енисейского десятника Федьку Милованова, да Офоньку Степанова отпустили в Якутцкой острог, а велели ему, Поснику, да письмяному голове Василию Пояркову (дать) охочих служивых людей в прибавку восемь человек, да Федьке Милованову с Офонькою охочих же служивых людей шесть человек. А охочих, государь, служивых людей, Посничку и Федьке, велели дать для того, твоих государевых лошадей в Якутцком остроге нет, дать служивым людем на службу нечего. А тем, государь, служивым людем, Посничку и Федьке с товарищи, покупать лошадей к подъему собою. И из Якутцкого, государь, острогу велели ему, Посничку, итти в Юкагирскую землицу для твоего государева ясачного збору на перемену прежним ясачным зборщиком, которых, он, Посничко, оставил в Юкагирской землице с аманаты и для прииску и проведывания новых землиц и серебряной руды. А Федьке Милованову для твоего государева ясачного збору велели итти на Янгу реку к якутом. А на подарки, государь, иноземцом и для покупки на тебя, государя, мяхкой рухляди послали с ним, с Посничком, пуд одекую7. Да из Якутцкого, государь, острогу велели, купя три куяка8, послать с ним ж, Посничком, два куяка, да с Федькою Миловановым - двенатцать гривенок с полугривенкою одекую да куяк. А те, государь, куяки велели мы, холопи твои, доски разобрать и давать им, иноземцом, смотря по них, по доске по куяшной или по две человеку. А опричь, государь, одекую и железа юкагири иных товаров никаких не покупают.
Да на Ленской же, государь, волок пришел к нам, холопем твоим, енисейской служивой человек Пронька Лазарев с твоею государевою соболиною казною: а в распросе он, Пронька, нам, холопем твоим, сказал: ходил де он с енисейским десятником с Елескою Бузою по морю для проведыванья Ламы реки9 и иных падучих рек в море и для проведыванья новых неясачных землиц и ясачного збору. И на усть Янги реки у якутов взяли де они твоего государева ясаку на прошлой на 146 год два сорока дватцать семь соболей, четыре шубы собольи, лисицу чернобурою, восемь лисиц сивочеревых, одиннатцать лисиц красных. И с Янги де, государь, оне реки шли морем две недели и поймали де оне на море юкагирского князца Билчея и взяли де с него, князца, ясаку шубу соболью, а в ней пятнатцать пластин. И с тем де, государь, соболиным збором и с лисицами послал его, Проньку, десятник Елеска Буза в Енисейской острог с тремя человеки, с промышлеными людьми. А с ним де, Елескою, осталося служивых людей и промышленных на море с аманатом семнатцать человек. А впредь будет ли тебе, государю, прибыль в ясачном зборе на море, где остался енисейской десятник Елеска Буза, того он, Пронька, не ведает.

С белой правлена слово в слово.

ЛОИИ, Якутские акты, карт. 1, сст. 983 – 988.

Напечатана в ДАИ, т. II, № 88, по копии Г. Ф. Миллера.

Примечания:

1
Настоящий документ давно обратил внимание исследователей и является до сих пор единственно полным изложением истории двух больших экспедиций на северо-восточные сибирские реки, предпринятых по инициативе енисейских властей с целью поисков новых рек и земель - экспедиций на Индигирку Посника Иванова и на Яну Елисея Бузы. Экспедиция Посника Иванова впервые проложила сухопутную дорогу с Лены в верховья Яны и с Яны по Товстаку на среднее течение Индигирки, которая служила до конца века основной северо-восточной сухопутной магистралью. В Якутском архиве имеется еще одно свидетельство Посника Иванова о его походах на Индигирку - челобитная царю Михаилу Федоровичу, помеченная 3 августа 1640 г. (Якутские акты, карт. 4, ст. 3, ст. 84 – 89), что явилось основанием для датировки «роспросных речей» и предыдущего документа, на том основании, что в августе 1640 г. Посник Иванов отправился из Якутска на Яну и, следовательно, мог дать свои показания в июле 1640 г.
В челобитной имеется несколько ценных подробностей о походе Посника Иванова с Лены на Яну и Индигирку в 1638 – 1640 г.
Выясняется, что инициатива похода принадлежала самому Поснику Иванову, который изложил план похода в своей челобитной, поданной зимой 1638 г. енисейскому атаману Ивану Галкину, являвшемуся в то время приказчиком Якутского острога. Эта челобитная не сохранилась в делах, но из ее краткого изложения видно, что казаки собирались по суше итти на реку Яну к янским якутам, обещав казне за отпуск 200 соболей. Достигнув верховьев Яны, улуса якутского князца Селбука, волости Байдынской (ныне Байдунский наслег Верхоянского улуса), Посник Иванов сделал здесь продолжительную остановку и занялся сбором ясака. В период его пребывания на Яне, в Верхоянском острожке, который существовал здесь еще до прихода отряда Посника Иванова и построен был, видимо, енисейским пятидесятником Ильей Перфирьевым, местные якутские тойоны, родоплеменная знать, жаловались русским на своих соседей юкагиров, нападавших на их жилища и угонявших систематически их скот. При помощи якутов Посник Иванов ходил в поход на этих юкагиров и привел их в русское подданство. Юкагиры рассказали Поснику о реке Индигирке и так заинтересовали богатствами ее, что он решил, не откладывая, зимой 1640 г. с отрядом, взяв юкагирского проводника, выйти в дорогу. По реке Ондучей, правому притоку Яны, а затем реки Товстак, верховья которой весьма близко подходят к руслу Индигирки, русские достигли этой реки. Это событие произошло 28 мая 1640 г. Встретив упорное сопротивление юкагирских племен, Посник Иванов 11 октября поставил на Индигирке острожек. Вскоре были приведены в русское подданство почти все юкагирские улусы по среднему течению реки. В 1640 г. на Индигирку прикочевало несколько колымских юкагирских родов, находящихся в тесных родственных связях с местными юкагирами. Из книги «Десятинного и ясачного збору» Посника Иванова (Сибирский приказ, кн. 145) становятся известны имена колымских юкагирских князцов, возглавлявших прикочевавшие роды, а именно: Нечокий, Чончокий и Чугай. Эти князцы согласились принять русское подданство.
2 Не меньший интерес представляет «скаска» казака Прокопия Лазарева о плавании на реку Яну. За исключением публикуемого документа и случайных упоминаний о походе енисейского десятника Елисея Юрьева Бузы (1636 – 1642 гг.) нет других сведений. Правда, в Якутском архиве нам удалось обнаружить полуистлевшую отписку Елисея Бузы якутским воеводам П. П. Головину и М. Б. Глебову, присланную с устья Лены, о сборе ясака с янских юкагиров (Якутские акты, карт. 4, ст. 14, ест. 6 – 8), но она ничего нового не прибавляет к известию Лазарева. Отписка датирована 12 февраля 1642 г. Заслуживает быть отмеченным лишь следующее:
а) По сообщению Е. Ю. Бузы, летом 1641 г. с Лены на Индигирку пытались пройти морем ленские служилые и промышленные люди. Отряд служилых людей возглавлял пятидесятник Федор Чюрка, а промышленных людей - Вижемцев и Яков Тверяков. Эти попытки кончились неудачей. Кочи Тверякова и Вижемцева, не доходя Индигирки, попали в бурю, которая выбросила их на кошку. Простояв с месяц и будучи не в состоянии сняться с мели, путешественники пошли к Индигирке на нартах. Поход их не увенчался успехом; все путешественники погибли.
б) Буза подтверждает факт своего пребывания на реке Чендон и о связях, которые ему удалось установить с отрядом казака Дмитрия Зыряна, посланного в 1641 г. на реку Яну по суше. Кстати, в этом отряде был Семен Иванович Дежнев. Связь с Зыряном поддерживали казаки Елисея Бузы.
в) Любопытно мнение Е. Бузы о характере тех морских судов, которые необходимо посылать на Яну. Эти суда должны быть «добрые», а «снасти крепкие».
В архиве имеется другой документ, относящийся к морской экспедиции Елисея Бузы, – распросные речи казака Друганки (товарища Елисея Бузы) о плаваниях по «студеному морю» и о боях с якутами (ЯОУ, ст. 73, л. 1). Документ не имеет начала и конца и в нем вскользь говорится о морском походе Елисея Бузы летом 1637 г. с Лены на Яну. В частности, следует указать на следующее место в документе: «И в том же во 145-м году купил он, Друганко, в Якуцком остроге для государевы Янской службы дватцать два пуда муки ржаной, пуд купил по пять рублев, да для рыбной ловли сто сажень сетей неводных по полуполтине сажень, да три мота прядена, по рублю мот, да полпуда котлов варчих, а дал денег ... рублев, да с собою ж купил харчю масла и жиру на пять рублев - всего де ему, Друганку, тот подъем стал во сто в пятьдесят в три рубли. И в том же во 145-м году пошли они из Якутского острогу вниз Леною рекою и, вышед на море, и шли до моря до усть Омолоевы реки и тут де их и замороз взял, недошед Янского устья. И будучи де они, Друганко с Елескою Бузою, на усть Омолоевы речки, поделав нарты, собою поднялись; а что было своего заводишку, сетей и товаренку, и то все тут пометали для нужного нартного пути. И шли через Камень до Янские вершины восемь недель. И пришли на верх Янги, в Якуты, в Катулы, к князцу к Тузуку до государева ясачного збору».
Друганко рассказывает и о походе Е. Бузы с реки Яны на реку Чондон, весной 1638 г. На реке Чендоне Буза встретился с юкагирами и привел их в русское подданство. В 1641 г. Буза вышел в Якутский острог, а Друганка остался на Яне.
В июле 1642 г., после пятилетнего отсутствия, Е. Буза пришел на Лену. Он привез с собой юкагирских князцов Быгалга, Емгунта и Долгунта, давших интересные показания о новых, не открытых еще русскими реках, о кочевавших там племенах, их быте и обычаях (ЯОУ, ст. 43, лл. 63 – 64). Расспросные речи этих князцов послужили причиной посылки двух больших экспедиций на Яну и Индигирку для розысков сообщенной князцами реки Нероги: отрядов сына боярского Василия Власьева и казака Дмитрия Зыряна.
Юкагирские князцы показали, что недалеко от Яны расположена богатая серебром река Нерога, впадающая в «студеное море». На этой «студеной реке» живет оседлое племя неизвестного происхождения и называется наттами. Натты промышляют на море моржей («колют спицами»), живут в «земляных юртах». У этих людей имеется два князца, которые, в отличие от своих сородичей, носят в носу светло-синие бусы. Натты ездят на море в лодках по два человека. Серебро натты добывают в горах весьма оригинальным способом: «по этому де серебру стреляют из луков стрелами и то серебро валится в лотки таланным». Из серебра они выделывают «круги серебряные и по вороту у себя кругом обвешивают». На озерах около реки Нероги водится жемчуг. Натты дерутся лучным боем: луки делают из кости моржей, а стрелы - из железа.
Кроме указанных источников, от экспедиции Елисея Бузы сохранились еще десятинные и ясачные книги реки Яны и Чендона (Сибирский приказ, кн. 145, лл. 240 – 246, 231).
3 Первоначально русские назвали реку Яну Янгой. Можно предположить, что происхождение этого слова связано с названием многочисленного юкагирского рода Янгинского, одного из первых на северо-восток» принявшего русское подданство. Правда, в 40-е годы XVII века Янгинский род кочевал уже в низовьях реки Индигирки, куда был, очевидно, оттеснен другими племенами. Это не единственный случай присвоения географических названий по именам кочевавших племен. Известно, что таким же образом были даны названия Омолоевой реке и губе, Уяндине реке и т. д.
4 Ламуты - эвенское племя, жившее в XVII веке на Янском, Индигирском и Колымском хребтах. Ламуты заходили даже на реку Гижигу. Ныне они занимают значительную часть северо-востока Сибири. Как сообщила нам этнограф Е. П. Орлова, на Камчатке имеется несколько ламутских семей. Ламуты живут также на Анюе и Чукотке.
5 В упомянутой выше челобитной Посник Иванов называет не 16 человек, а 17. Во главе их был оставлен Кирилл Нифантьев.
6 Посник оставил на Яне трех казаков во главе со старшим Прокопием Колугой (челобитная Посника Иванова.)
7 Одекуй - голубые и синие бусы.
8 Куяк - вид щита, с деревянным дощатым остовом, на который натягивалась кожа.
9 Ламой рекой казаки называли реку Охоту. Елисей Юрьев Буза был послан на поиски реки Ламы, устье которой как полагали до открытия Индигирки, Колымы и Чукотского полуострова, расположено к востоку от устья Лены. Лама представлялась огромной рекой, протекающей параллельно Лене через всю Восточную Сибирь. Верховья Ламы, по первоначальному убеждению, находились на китайской территории. Эта точка зрения вскоре была опровергнута дальнейшими географическими открытиями.

Воспроизводится по:

Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах: Сборник документов о великих русских географических открытиях на северо-востоке Азии в XVII веке./ Сост. М.И. Белов. - Л. - М.: Изд-во Главсевморпути, 1952. Док. № 2

Категория: Акты исторические 1640г. | Добавил: ostrog (13.03.2014)
Просмотров: 422 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]