Главная » Документы » Акты исторические 1620 -1629гг. » Акты исторические 1621г. |
1621.07.27
1621 г., июля 27. – Грамота
царя Михаила Федоровича архиепископу Киприану о посылке воеводам
Тобольска, Верхотурья, Туринска, Тюмени и Березова царских грамот,
подтверждающих распоряжение архиепископа Киприана о создании в этих
городах новых церквей, монастырей, об определении священников и монахов и
по другим делам Такову грамоту привез Тарсково города Третьяк Харламов декабря в 29 день 130-го году. От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии в Сибирь, в Тоболской город, богомолцу нашему архиепископу Киприяну Сибирскому и Тоболскому. В нынешнем во 129-м году июля в 4 день писал еси к отцу нашему к великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичю Московъскому и всеа Русии, что на Верхотурье в старой монастырь к Николе чюдотворцу поставил ты игумена Германа, постриженика Троицы Сергеева монастыря, да с ним строителя старца Макария, постриженика Иосифова монастыря. Да поставил в попы старца Феодосия. И манастырь им отписал, и приказал ведати и строити им за один з братьею. Да на Верхотурье же многие старцы в мире жили постригшися. И ты, о том поговоря с верхотурскими воеводы и с посадцкими людми, поставил за острогом во имя Покрова Пресвятые Богородицы и устроил девичь монастырь вновь. Да на Верхотурском же уезде на Невье, на Нице-реке живут наши пашенные крестьяне за сто верст от Верхотурья, а церкви в том месте не было. И ты, посоветовав с верхотурскими воеводы, послал в то место вновь соловецкого старца Серапиона в строители. Да с ним послал Николского монастыря, что на Верхотурье, черново попа Христофора, да с ними старчика-служебника Семиона. А велел им храм воздвигнути Преображение Господа нашего Исуса Христа да соловетцких чюдотворцов Зосима и Саватея. И дал им ты своих хлебных запасов тритцать чети. А лес на храм и на кельи велели вывести тутошним жилцом. Да ты же в Верхотурской уезд на Тагил к Рожеству Христову в монастырь отпустил старово игумена Аврамия да с ним послал старца-строителя Варлама. А велел тот манастырь отписати совсем игумену Аврамию и строителю з братьею. Да ты ж поставил и послал на Тюмень в Преображенской монастырь вновь игумена Аврамия, постриженика Ростовского митрополита прежнего Варлама Рогова. Да с ним послал строителя-старца Иону Лихорева, постриженика Кирилова монастыря Белозерсково, да келаря-старца Онофрея, постриженика Великаго Новаграда Онтоньева манастыря. И монастырь им велел отписати з братьею вместе. Да ты ж послал в Тоболск в Николской в старой монастырь архимарита Мефодия да с ним строителя, старца Феодосия, постриженика Ярославского Преображенского монастыря, за черново дьякона Фарапонта, постриженика Печерского монастыря. Да ты ж послал на Березов в Воскресенской в старой монастырь игумена Тарасия, постриженика Корезенсково Николского монастыря Соливычегоцкие уезда. А велел ему тот монастырь отписати воеводе и отдати Тарасию з братьею вместе. Да ты ж поставил на Япанчин в Туринский острог в старой в Покровской манастырь черново священника Макария в ыгумены и отпустил ево, да с ним дву старцов. А велел ему в том монастыре быти в ыгуменех, а старцам в службах, в которые пригодятца. И Данило Милославской тово игумена и старцов в тот в Покровской монастырь не пустил, и грамоты твоей не послушал, и тебя, богомолца нашего, бранил. Да ты же поставил, не доезжая Верхотурья дву днищь, на речке на Нейве в старой монастырь к Ведению Пречистые Богородицы в строители старца Стахея, постриженика из Новагорода Юрьева монастыря, да с ним черново попа Феопента, постриженика Переславля-Залеского Горицкого монастыря, да тутошнего старчика-постриженика Исидора. А строенье тот монастырь боярина нашего Ивана Никитича Романова. И нам бы о том велети указ свой учинити. И по нашему указу посланы наши грамоты в Сибирь, в Тобольской город, к боярину нашему и воеводам к Матвею Михаиловичю Годунову да ко князю Ивану Волконскому да к дьяку к Ивану Шевыреву, а на Верхотурье и в Туринской острог, и на Тюмень, и на Березов к воеводам. А велено тех манастырей, и в которые ты послал к нашему богомолью в старые и в новые монастыри архимарита и игуменов, и строителей, и келаря, и черных попов, и старцов, и стариц, устроити нашим годовым жалованьем денежною и хлебною ругою, и пашнею, и сенными покосы, и всякими угодьи, и рыбными ловли по нашему указу против иных сибирских монастырей. А старым белым попом, и дьячком, и пономарем велено быти у тех же церквей. А наше денежное и хлебное жалованье велено им давати по-прежнему. А что ты поставил и послал в Туринской острог в старой Покровской манастырь черного священника Макария в ыгумены и отпустил ево да с ним дву старцов, и воевода Данило Милославской тово игумена и старцов в тот в Покровской монастырь не пустил, и грамоты твоей не послушал, и тебя, богомолца нашего, бранил, и мы про то велели сыскати столнику нашему князю Василью Петровичю Амашукову-Черкаскому. А по сыску велели за то Данилу Милославскому наказанье учинити. А в Туринской острог к воеводе к Данилу Милославскому послана наша грамота. А велено игумену Макарию и старцом, которых ты послал, быти в Покровском монастыре по-прежнему и нашим годовым денежным и хлебным жалованьем ругою велено их устроити. А вперед Данилу Милославскому в духовные ни в какие дела вступатца не велено. А к боярину к Матвею Михайловичю послана наша грамота. А велено ему тот двор, на котором он ныне стоит, очистить тотчас. А ему велено съехати на иной двор, покаместа тебе в Тоболску двор поставят. А что ты дал своих хлебных запасов всякого хлеба тритцать чети Соловецкого монастыря старцу Серепиону, что послан в строители на Невью на Ницу-реку, и те хлебные запасы велено тебе дати в Тоболску из наших житниц. И о том указ в Тоболеск к боярину к Матвею Михаиловичю Годунову с товарыщи послан. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б те свои хлебные запасы, что ты дал каких запасов тритцать чети всякого хлеба соловетцкому старцу Серепиону, что послан в строители на Невью на Ницу-реку, и иным старцом, которые с ним посланы, велел в Тоболску у боярина у Матвея Михаиловича Годунова, да у князя Ивана Федоровича Волконского, да у дьяка Ивана Шевырева взяти. И в Туринской острог в Покровской монастырь игумена Макария и старцов, которых ты послал и Данило Милославской их в монастырь не пустил, послал по-прежнему. Писан на Москве лета 7129-го июля в 27 день. А у подлинной государевы грамоты припись дьяка Федора Опраксина. РГАДА. Ф. 214. Кн. 173. Л. 49. Воспроизводится по: Тобольский архиерейский дом в XVII веке. Новосибирск, 1994. С. 177–178. | |
Просмотров: 2548 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |