1619 г. сентября 23. — Сказка томского казака И.
Петлина на стане у Солдоги о его поездке в Китай.
/л. 2/ А 128 году сентября в 23 день на государева стану на Солдоге сибирской
казак Иван Петлин в роспросе сказал. В прошлом во 126 году послал ево да
товарища ево казака Ондрюшку Мундова ис Томского города боярин и воевода князь
Иван Семенович Куракин провожать послов, что присыланы ко государю от
Алтына-царя, и проведать велел им про Китайское государство. И они поехали ис
Томского города о Николине дни вешнем1, а ехали ис Томы на Киргиз, а
Киргиз от Томы 10 дён ходу скорым обычаем. А в Киргизе князец Немей под
государевою царскою высокою рукою корм им и подводы дал. И они шли Киргискою
землею половину дни и пришли в Мугольское государство, где царствует Алтын-царь.
И у Алтына-царя были, и Алтын-царь им подводы и корм дал и отпустил. И шли они
алтыновою землею до Широмугальские земли, где царствует царица Манчика, 5
недель. И у царицы Манчики2 был, и царица им велела дать корм и
подводы. И шли они Широмугальскою землею 4 дни и пришли оне в Китайское
государство, /л. 3/ словет Крым3, зделана стена каменая
в вышину сажень с 15. И шли они подле той стены с приходу 10 дён, а подле стены
сидят села и деревни Манчики-царицы. И в ту 10 дён, идучи, на стене никого не
видали. И приехали в ворота, и в воротех стоят пищали велики, а ядро в них з
голову человечью, и людей в воротех много, с 3.000 человек. А приезжают к
воротам торговать с товары, а алтыновы люди приезжают к тем же воротам с
лошедьми и торгуют с китайскими людьми, а за стену алтыновых людей пущают
немного. А всего шли от Томы до ворот, опричь простойных дней, 12 недель, а от
ворот шли по городом до большого до китайского города 10 дён; и пришли в
китайской город после Семеня дни4. И поставили их на большом на
посольском дворе. И были они, в Китае городе 4 дни. И приезжал к ним на двор
дьяк, а с ним по 200 человек на ишеках, а люди нарядны, и их подчивал раманеею и
'всякими заморскими питьями. И говорили: прислал де к вам царь Тайбун, а велел
вас спросить, для чего естя в Китайское государство пришли? И оне де ему
сказали, что великий /л. 4/ государь царь и великий князь Михайло
Федорович веса Русии прислал их Китайское государство проведать и царя видеть. И
он им сказал, что им царя видеть без поминков нельзя, и дал им грамоту5.
И они ту грамоту привезли в Тоболеск, и ис Тобольска та грамота прислана ко
государю с ними. А пошли оне ис Китайского государства после Покрова святые
богородицы6 10 дней спустя и пришли в Томской город тово ж году о
Троицыне дни7.
Ф. Монгольские дела, 1618 г., д. № 1, лл. 2 — 4. Подлинник.
Опубл: Ф И Покровский, Путешествие в Монголию и Китай сибирского казака Ивана
Петлина в 1618 году, СПб., 1914, стр. 29—30.
Примечания.
1 9 мая.
2 Манчи-хатун (Манчикатут), монгольская княгиня, вдова Алтав-хана
туметского, известная в истории династии Мин как Сань-нянь-цзы (троекратная
боярыня), так как была три раза замужем [«Заметки архимандрита Палладия о
путешествии в Китай казака Петлина» («Записки восточного отделения Русского
археологического общества», т. VI, вып. I—IV, СПб., 1892), стр. 305—307].<>
3 Крым — искаженное от монгольского слова «хэрэм», что означает
«кремль», «стена».
4 1 сентября.
5 Имеется в виду грамота китайского императора Вань-ли. Считают, что
именно с нее в апреле 1675 г. был сделан в Тобольске перевод для Н. Г. Спафария.
До 1675 г. грамота переведена не была. В исторической литературе она известна
как грамота Валлихана. Подлинная грамота была, по-видимому, утеряна Н. Г.
Спафарием (Перевод грамоты — ф. Сношения России с Китаем, книга Китайского двора
№ 3, л. 330—332).
6 1 октября.
7 16 мая 1619 г.
Воспроизводится по:
Русско-монгольские отношения. 1607-1636. Сборник документов. Издательство
восточной литературы. Москва.1959 г. |