1616 г. декабря 15. — Донесение послов к Алтын хану,
отправленных в 1616 году, объявленное томским воеводам Боборыкину и Хрипунову.
Лета 7125 году декабря в 15 день, в съезжей избе воеводе Федору Васильевичу
Боборыкину, Гаврилу Июдичу Хрипунову, сказали в распросе Тарскаго города атаман
Василей Тюменец, да тюменской десятник Литовский Иван Петров с товарищи: как де
мы из Томскаго города пришли в киргизскую землю, и нас де в киргизской земли
стретили золотаго царя (Алтын-хана) люди, Танбык мурза, а с ним 30 человек и
взяли де нас на свои руки, и вели де нас к золотому царю Кункончую 1)
дорогою с великим береженьим, и честь над нами держали. А взяли де мы из киргиз
к толмачам переводчика киргизсково лутчево князка Кару. И как де мы пришли в
саянскую землю к лутчему князку Кара-Сакалу, с товарищи; и Кара-Сакал учал де
нам говорить и распрашивать, какие де вы люди, и от которово царя идете. И мы де
Васька, Ивашко Кара-Сакалу сказали: что де мы идем от великаго государя царя и
великаго князя Михаила Феодоровича всеа Руси самодержца. И князек саянской земли
Кара-Сакал и своими саянскими людьми нам дали корм и подводы с радостию; и учали
де говорить, ради де мы такому великому государю царю и великому князю Михаилу
Феодоровичу всеа Руси служить и прямить. И как де мы пришли в Мацкую землю, и
Мацкой де земли князек Кундучек проводил нас за государевою казною с радостью и
до золотово царя Кунканчея. И как де мы пришли к золотому царю Кунканчею в
улусы, и против де нас золотой царь выслал стречать большево князя
[207] царевича Калтай-течю с лутчими мурзы. И
корм де и питие выслал по своей вере, и велел нам поставить особную избу
поблиску себя; а князь и мурзы на встречи нам сказали, золотой де царь Кунканчей
велел де вам избу поставить поблиску себя потому, что де вы великаго государя
люди. А велел де нас взять к собе на очи, на другой день, а сказал: что де те
люди от иных послов разнились, зде люди от великого государя от белово. А
посольство де золотой царь принимал у Кутукты, своими лутчими князи и с мурзами,
а с ним де, с золотым царем у посольства был желтова царя, князь Кошучин, да с
царем же де у посольства был Танбык мурза, и по их де вере Кутуктины крылашеня
все были. И мы де великого государя и великого князя Михаила Феодоровича всеа
Руси титлу перед золотым царем вычли, и царское величество возвышали, и про иные
де цари и царевичи, и про короли про королевичи, которые государю царю и
великому князю Михаилу Феодоровичу всеа Руси служат, сказывали противу титлы, и
возвышали государя царя в великого князя Михаила Феодоровича всеа Руси. Титлу
велели подячему вычесть, и золотой де царь Кунканчей против царскаго величества
титлы шапки привзнял. А желтова де царя князь Кошучин и золотаго царя Кунканчея
мурзы шапки сняли против царского величества и титлы: и золотой де царь
Кунканчей сказал: рад де я такому великому государю белому царю и великому князю
Михаилу Феодоровичу всеа Руссии самодержцу и с своими людьми служить и прямоти.
И мы де Васко да Ивашки говорили золотому царю Кунканчею, чтобы он царь
Кунканчей с своими людьми и со всеми своими улусы был под государевою царевою и
великаго князя Михаила Феодоровича всеа Руссии высокою рукою, и емуб государю
служил и прямил; и золотой де царь Кунканчей, и желтова царя князь Кошучин
говорили: ради де мы белому великому государю царю и великому князю Михаилу
Феодоровичу всеа Руссии самодержцу служить и прямить. И потом, де государю
шертовали, и веру утвердили по своей буcорманской вере, подымали на руки чесно
своего бога и со всем Кутуктиным крылосом. И после де посольства золотой царь
Кунканчей нам Ваське и Ивашку сказал про Кутукту: то де
[208] у нас по нашей вере Святой, а прислан де он Кута из
Лабинскаго государства, а как де тот Кутукта родился, и он де грамоте умел да
жил де он от роженья своего три годы, да умер; да лежал де он в земле пять лет
мертв, да ожил де, да опять по старому и грамоте уметь стал, людей своих по
старому стал знать. А у того Кутукты по своей вере бога их и колокола и книги. А
царь золотой Кунканчей у посольства был в цветном платье, в золотом атласе, а
желтово де царя князь Кашучин в золотой камле, а мурзы де были в цветном же
платье.
И как де мы отправя царское посольство, и поднесли де мы государя царя и
великаго князя Михаила Феодоровича всеа Руссии жалованье дары золотому царю
Кунканчею, и золотой царь Кунканчей царское жалованье дары принял с радостию, и
нам де воздал честь и корм и питье по своей вере, и приставил де лутчево мурзу
Манза, и приказал де тому мурзе Манзею, чтоб де было для таково великово белаго
государя бережно и честно его государевым послам, для того, что де я слышу
противо великово белово государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа
Руссии, что де он государь больши на земле всех нас царей, и велел де нам Ваське
да Ивашке корм и питье давать довольно, и нас де Ваську да Ивашку отпустил с
великою честью не задержав, и с нами де послал послов своих к государю царю и
великому князю Михаилу Феодоровичу всеа Руссии, и приказал де, чтобы белово
великаго государя послом было чесно по всем моим улусам. А ехали же мы ево
улусами десять ден.
И при их-де житье и про ратные бои проведывали, и золотаго-де царя веру мы
Васька да Ивашко видели. А избы де у него холстяные, а кочують-де на верблюдах,
и житье-де видели золотого царя, и про иные государства распрашивали. А бой-де у
золотова царя лучной. И были-де у него, у золотова царя, иных государств люди, и
про их-де государства мы распрашивали. И они-де нам сказывали, есть-де у них
китайское государство, и царь-де у них есть, а имя ему китайскому царю Танбын. А
китайское государство стоит на край губы морской, а город-де кирпишной, а
около-де города [209] ходу конем десять ден.
А бой-де у них в китайском государстве пищали и пушки. А под Китай де приходят
судь большие парусами, и на них-де люди торговые, а на судне-де человек по
двесте и по триста. А платья-де они носят с бухарской статьи. Ходу-де от
золотово царя до Китая конем месяц; а рек-де больших нет, а место-де ровное, а
гор нет. А киргискова-де государства люди при нас у золотово царя были, мы де
Васька да Ивашко про китайское государство распрашивали, и они-де нам сказывали,
что у нас-де в Китае царь есть, а имя ему Акбарык, а город-де каменной; а бой-де
ратной — пищали да пушечки.
Да были де у золотово царя Топинсково государства люди, и мы де про Топинское
государство у них распрашивали, пока де нам сказали, что у них в Топинском
государстве два царя, а имя де им одному царю Ишим, а другому царю Батыр, а
городы де у них каменные и деревянные, а бой де в Топинском государств пищали и
пушечки. Да были де у золотово царя при нас желтово царя люди, и мы де Васко да
Ивашко про их царство распрашивалиж, и они де нам сказали, что у них царь есть,
а имя де ему жолтому царю Кулачин; а город де у них кирпишной, а бой у них
огненной пищали да пушечки. Да были де у золотово царя при нас же при Ваське, да
при Ивашке Калканскова царя люди, и мы де у калканских людей про их царство
распрашивали ж, и они де нам сказали, что у них царь есть, а имя де ему
Конденечукур, а царство де у них кочевное, а кочуют де на верблюдах, так же как
и Алтын царь кочует, а бой у калканских людей лучной.
А меж-теми де государствы войны нет, а всех де тех царей люди промеж себя
торгуют, и посольством ходят, и торговые де люди промеж их ходят же. А все те де
цари на полуденной стороне, лишь де только один царь калканской на восточной
стране.
Да в теж де поры прилучились у золотово царя Кунканчея люди, и они де золотому
царю сказывали, что де нас киргиских людей русские люди воюют, и золотой де царь
Кунканчей киргисским людям сказал, только де вы впредь под
[210] царскою высокою рукою не учнете быти, и
ему де государю не учнете служити, или де над русскими какое дурно учините, ино
де и яз велю до единаго человека высеча.
А из Киргиз де мы Васько да Ивашко ехали до золотова Царя конем месяц; а ехали
де мы от киргиз десять ден каменными горами и бывали де полаты а нынче де то
место пусто. Им де Васько да Ивашко про те полаты распрашивали золотова Царя
старых людей; и они де нам сказывали про те полаты, что де тут живали китайские,
и золотова царя люди. Ак золотому де царю мы Васько да Ивашко пришли за неделю
до Дмитревской Субботы: а жили де у царя восем ден, а царь де золотой нас де от
себя отпустил в Митревскую Субботу. А как де мы к золотому царю шли, и мы де
проехали трои снежныя горы; а где де царь кочует, тут де снег и зима не бывает.
А из Томсково де города едучи до Киргиз: первая река Ея до река Кея, да река
Ургона, да река Июис, да река Енисея. А от киргиз к золотому царю едучи река Ас
Кас да река Абакин, да река Частые броды, а та река течет каменною щелью, а тою
щелью ходу конем три дня, да река Кантери да река Камчига. А по Камчиге кочует
золотой царь...
... А поехали де мы золотова царя у озера, а имя ему тому озеру Унса, а у того
озера гора соляная, а имя ея Кухей.
1) Кункончуй есть прозвище монголское, а по-киргизски он
прозывался Алтын-ханом, что в переводе значит золотым царем.
Воспроизводится по:
Андриевич В. К. История Сибири. СПб., 1889. Ч. 1.
Стиль, пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита
заменены современными.
Сетевая версия – В. Трухин, 2012 |