Главная » Документы » Акты исторические 1690 - 1699гг. » Акты исторические 1696г.

1696.02.18
 

1696г. февраля 18. Наказныя статьи Нерчинским Воеводам. — Об управлении земскими и военными делами.

Великаго Государя наказныя статьи, каковы Даурским Нерчинским Воеводам написаны, и им Воеводам всякие Великаго Государя дела делать и росправу людем чинить во всякой правде и радетельно по сим нижеписанным статьям и по грамотам, каковы впредь будут к ним посланы.
1. Приехав в Нерчинск, после приема у прежняго Воеводы Государевой печати и иных статей и города Великаго Государя ясачной и денежной и всякой казны, прежде всего велеть ему Воеводе к себе быть в Съезжую Избу Нерчинска детем Боярским и казаком и пушкарем и затинщиком и всяким жилецким людем, и им сказать Великаго Государя милостивое слово, что Великий Государь пожаловал, велел ему в Нерчинске быть Воеводою и указал их служилых и жилецких всякаго чина людей беречь и нужд их разсматривать; а от кого будет им была какая обида и насильство и налоги, и они б о том приносили к нему Воеводе челобитныя; а он Воевода по тем челобитным учинит по указу Великаго Государя, чего доведется, чтоб им ни от кого ни в чем нужды и тесноты и убытков и обид и продаж и налог ни каких не было; и о том они служилые и всякие люди ведомость восприняв, были Его Царским милостивым призрением и жалованьем обнадежены и [236] жили в Даурах в тишине и в покое безо всякия нужи и промыслы своими всякими промышляли безо всякого опасения, а за службу их Великий Государь пожалует Своим Государским жалованьем, смотря по их службе.
2. А которые люди, тое Его Великаго Государя обнадежительную милость презря, учнут воровать и свою братью обижать, или иноземцов ясачных и с кем мир учинен разорять и грабить: и тем людем будет учинено наказанье, по вине смотря; и говорить им служилым и охочим людем, чтоб они Великому Государю служили и во всем добра хотели, а воров объявляли и в Даурах в Деческих и в Гиляцких и во всяких иноземцах шатости и измены проведывали накрепко всякими мерами тайно, чтоб им было неявно; а кто из них Великому Государю и послужат, Великий Государь пожалует их своим Государским жалованьем, смотря по их службе.
3. А сказав Великаго Государя милостивое слово, пересмотреть в Нерчинских острогах пушки и пищали и у служилых и у охочих людей пищали ж и свинец и зелье и куяки и шапки и шеломы и Великаго Государя соболиную казну и хлебные запасы, что они той Великаго Государя соболиныя казны собрали с Даурских ясачных людей и десятинной мягкой рухляди, пошлинных и локотных товаров по Его Воеводской приезд, и тому всему написать книги и всяким запасам и делам; а взяв написать все на роспись подлинно, сколько Великаго Государя соболиныя казны и локотных товаров и пищали и зелья и хлебных и всяких запасов примет; а взяв тое Великаго Государя соболиную казну и пушечные и хлебные и всякие запасы пересмотреть налицо, и приказать беречь служилым добрым людем, кому в том мочно верить, а в таких местах, где бы от пожара было безопасно и бережно и всегда за добрым караулом; а в ясачныя землицы послать ему с приезда своего от себя служилых людей добрых, которые б и ясаком обиды и задоров и грабежу иноземцам не чинили, сколько человеку пристойно, и велеть из тех землиц быть к себе Князцом лучшим и улусным людем, но скольку человек из волости пригоже, смотря по тамошнему делу.
4. А как те Князцы и улусные люди к нему Воеводе приедут: и ему Воеводе быть в Съезжей Избе в цветном платье, и улусным людем в то время велеть быть в добром и нарядном платье с ружьем, и сказать тем Князцом и улусным людем Великаго Государя милостивое слово; а будет от служилых и охочих людеи было к ним небереженье и налоги и продажи, или имали с них ясак с прибавкою, не по указу Великаго Государя, и тем сами корыстовались, а приказные люди их не берегли и суда им прямаго не давали и сами им продажи и убытки и разорения чинили и посулы и поминки насильством у них имали и в волости к ним для ясака посылали детей Боярских и казаков и толмачей, а те дети Боярские и казаки и толмачи, приезжая к ним, их продавали, раззоряя их, и налоги и обиды им чинили и имали у них посулы и поминки; и Великий Государь пожаловал их Даурских Князцов и улусных людей, велел их ото всяких людей ему Воеводе оберегать, чтоб им насильства и продажи и разоренья ни от кого не было и полон их, которые у них служилые и охочие люди войною поимали, и тот их полон некрещен им отдавать, и впредь войною на них Великий Государь посылать не велел.
[237] 5. Да ему ж Воеводе ясачным людем говорить, которые по его Воеводской приезд поискали Его Великаго Государя милости и учинилися в вечном подданстве, и они бы Князцы и улусные люди, видя к себе Великаго Государя милость и жалованье, были под Его Царским Величеством высокою рукою в вечном холопстве и жили в покое и тишине безо всякаго сумнения, и промыслы всякими промышляли и Великому Государю во всем добра хотели по своей шерти, на чем они Великому Государю шерть дали и над ворами и посторонними и меж себя воровства и шатости и всякаго лихова умышления смотрели и берегли накрепко и детей своих и братей и дядей и племянников и захребетников и друзей и иных земель Князцов и улусных ясачных людей к Его Великаго Государя милости отовсюду призывали и в городках и в уездах в волостях юрты полнили, а Царское Величество пожалуют их Своим Царским жалованьем и от недруг их Великий Государь укажет их оборонять; а в каких буде людех своих или посторонних усмотрят какую шатость и воровство, и они б тех воров не таили и не укрывали и переймя их, приводили к нему Воеводе; а кто на кого скажет какое воровство и измену, а сыщется про то допряма, и Великий Государь тех людей, кто на кого в измене и воровстве доведет, пожалует Своим Царским жалованьем, и животы и земли тех людей, на кого какую измену и воровство доведут, велит отдать тем людем, кто на кого доведет.
6. А сказав им Великаго Государя милостивое слово, велеть их накормить и напоить довольно Великаго Государя запасы; а накормя и напоя, распустить их по домам и полоняников их, которые насильством без указа у них взяты, у служилых и охочих людей сыщутся, а некрещены, взяв, отпустить с ними же; а для укрепления оставить в острогах аманатов их, которые поиманы до него Воеводы и были у служилых людей в аманатех; а отпускаючи Князцов и ясачных людей Великаго Государя о ясаке и поминках им приказывать накрепко, чтоб они приносили к нему Воеводе и платили Великаго Государя ясак и поминки против иных Сибирских ясачных людей, соболи добрые по окладу сполна.
7. А будучи ему Воеводе в Нерчинском и в острогах, жить с великим бережением неоплошно, велеть в день и в ночь по острогам и по сторону быти крепким караулом и в подъезды служилых людей посылать почасту, до коих мест пристойно, и всяких вестей проведывать, чтоб ни какие воинские люди к острогам и на уезды войною безвестно не пришли и порухи Государевым всякаго чина Русским садным людем не учинили.
8. Да ему же Воеводе, будучи в Нерчинском и в острогах, приказывать с Нерчинскими ясачными людьми к ясачным иноземцам, чтоб они ясачные иноземцы искали Великаго Государя милости быть им под Его Великаго Государя высокою рукою в вечном холопстве, и ехали к нему Воеводе в остроги безо всякаго сумнения, ничего не опасаясь.
9. А буде учнут к нему Воеводе приезжать иноземцы неясачные: и ему Воеводе сказывать им Великаго Государя милостивое слово, чтоб они были по Его Великаго Государя (милости) Царскаго Величества под высокою рукою в вечном холопстве, и Ему, Великому Государю, служили правдою и добра хотели и ясаку платили по вся годы, а Великий Государь, Его Царское [238] Величество учнет их жаловать и от недругов их держать в обороне и в зашищении, и они бы на Его Великаго Государя милости были обнадежены; а говорить им ласкою и приветом, а не жесточью, и Великаго Государя жалованьем во всем обнадеживать и приводить их по их вере к шерти, что им быть под Его Великаго Государя Царскаго Величества высокою рукою в вечном холопстве и Ему, Великому Государю, служить в правде и добра хотеть во всем и ясак платить по вся годы безпереводно; а приводить их к прямой шерти, розыскав подлинно, какая у них вера и на чем они шертуют, чтобы у них никакого обмана и лукавства не было.
10. А пашенных крестьян, которые в Нерчинских острогах и в уездах поселены и впредь присыльных и новоприборных из вольных людей селить на пашне, с великим радением, чтоб всякими меры и радением хлеба завесть больше; а пахать им крестьяном десятинная пашня во всех трех полях поровну; и которому крестьянину велено будет пахать пашни десятина в поле, а в дву по тому ж, и тому на себя собинныя пашни, за тое Великаго Государя пашню пахать против Илимскаго по четыре десятины в поле, а в дву по тому ж; а которому крестьянину пахать пашни больше или меньше того, и тем по тому ж на себя пашни пахать по росчету; а выдельнаго и оброчнаго хлеба с той их указной пашни не имать, чтоб им крестьянам в том тягости лишния не было и пашню им Великаго Государя велеть пахать, смотря по людям и по семьям, а мерять земли в трехаршинную сажень; а Великаго Государя под десятинную пашню и под крестьянскую пашню земли давать у Нерчинскаго города и в уезде в верх Нерчи и Шилки рек, да в низ по Шилке же и в иных местех с великим радением и по своему высмотру, не описываясь о том к Великому Государю ни чем ни которыми делы, и всякими мерами радеть, чтоб перед прежним на угожих местех пахоты прибавить; а что за крестьянскою подмогою каких заводов останется, и с тех остаточных заводов оставить в запас новоприсыльным и новоприборным крестьяном впредь сколько доведется и беречь, чтоб тому заводу порухи никакия не учинилось; а что за тем записным заводом останется, и тот остаточной завод велеть в Нерчинских острогах продавать всяким людям по тамошней Даурской цене, а деньги держать крестьяном же на ссуду и на подмогу впредь; а кому ссуда и подмога дана будет, и тем крестьянам велеть Великаго Государя пашню пахать без льготы, а сверх указу подмоги пи кому не давать, и тому приходныя и расходные тетради именно учинить.
11. А Великаго Государя десятинной хлеб ему Стольнику и Воеводе в приход принимать и в расход давать и писать четвертями в Московскую четверть, какова прислана из Тобольска в казенную осьмину под гребло, а не пудами, и хлеб держать в анбарах добрых, чтоб были от дождя крепки и в таких крепких местах, где быть от пожаров внезапных было безопасно. А Великаго Государя в указах и в грамотах Великаго Государя хлебное жалованье всяких чинов служилым людям и ружникам и обротчикам оклады ныне пишут в прежнюю четверопудную четверть; а давать те их оклады против прежней четверти в Московскую четверть, расчитая вполы, а не против веса и Великаго Государя о десятинной нашие и пашенных крестьянех и о ясачном и [239] о десятинном сборе в Нерчинских острогах и в уездах радеть, чтоб хлеба напахать на Нерчинские расходы и их острожек без Тобольскаго и Енисейскаго присыльнаго и покупнаго и безподряднаго хлеба сполна, и в том и в ясачном сборе и в иных делах искать прибыли со всяким усердием; да где он Воевода на пашенных землях и сколь далеко от острогов пашенных крестьян построит и во крестьяне каких людей из подмоги или из льготы поселит и что тем крестьянам Великаго Государя десятинныя пашни пахать безо льготы, о том о всем по тому ж писать к Великому Государю к Москве и прислать именныя отписныя книги.
12. А как в Нерчинских острогах Великаго Государя ясачная и поминочная и соболиная рухлядь в сборе будет, и ему Воеводе тое ясачную и всякую рухлядь велеть разобрать торговым и промышленным людям при себе лучший зверь к лучшему, а средний к среднему, а худой к худому; а разобрав, велеть ценить торговым же и промышленным людям тамошнею Сибирскою прямою настоящею ценою, а лишней большой цены не накладывать, чтоб против прежняго на Москве уценки не было, а была б приценка, и запечатав тое рухлядь, велеть писать той рухляди ценовныя росписи, да к тем ценовным росписям ценовщикам руки прикладывать и тое роспись закрепить Воеводе самому; да как тое соболиную рухлядь оценят, и ему Воеводе о том писать и мягкую рухлядь и ценовную роспись посылать к Великому Государю, к Москве по вся годы с Сибирскими Даурскими разных чинов лучшими служивыми добрыми людьми, с кем пристойно, кому в той Великаго Государя казне мочно верить, за выборами всех служилых людей в Сибирской приказ и приказывать накрепко, чтоб дорогою тое казну не перемочили и какой бы порухи не учинили, а к Великому Государю отписки и ясачную рухлядь печатать Великаго Государя Нерчинскою печатью.
13. А как учнут к нему Воеводе приходить Великаго Государя с ясаком Князцы и ясачные люди: и из них Князцов или волостным людем велеть быть у себя в аманатех из волостей по человеку или по два по переменам по году, или по полугоду и по месячно или как пристойно, смотря по тамошнему и применяя как преж сего бывало и как бы лучше посоветовав в том с служилыми городовыми людьми; а для проведованья про шатость в тех иноземцах и для ясачнаго сбора посылать ему Воеводе в землицы служилых людей самых добрых постоянных и верных, и приказывать тем служилым людям накрепко, чтоб они в ясачныя волости вина и табаку и карт и ни каких своих товаров не имали и с ясачными людьми вином и табаком и товары ни какими на мягкую рухлядь не торговали и не меняли, и соболей и лисиц и всякой мягкой рухляди и ясачных людей не покупали и не выменивали, тем бы Великаго Государя в ясачном сборе помешки не чинили и сами ни какими вымыслы ясачным людям ни какой обиды и тягости и разоренья не чинили и их своими приметами не задолжали и ни в чем не затеснили и не разгоняли, чтоб в том отнюдь от них жалобы и челобитья на тех ясачных сборщиков не было; а ему Воеводе те отпуски ясачных сборщиков на откуп не отдавать и ни с кого отнюдь ничего не имать и с ними заодно над теми ясачными людьми не корыстоваться; а буде от ясачных людей какое в налогах на сборщи-[240]ков будет челобитье и про то сыщется, и их бить кнутом нещадно, а из животов их отдать челобитчикам те грабленные, а достальные взять па Великаго Государя, чтоб вперед неповадно было так и иным сборщикам воровать и тем ясачных людей отгонять; а буде за тем от ясачных людей челобитьем тех сборщиков не уймет и розыску не учинит, а про то Великому Государю будет известно, и ему Воеводе самому быть в таком жестоком разоренье, чему сборщик был достоин; а как Нерчинские служилые люди из тех землиц с ясаков поедут, и ему Стольнику и Воеводе к тем служилым людям посылать на встречу детей Боярских и казаков добрых людей, кому б в том мочно было верить, по скольку человек пристойно, и велеть у тех служилых людей у ясачных сборщиков, которые с ясаком поедут, обыскивать всякия их мягкия рухляди накрепко; да что у кого мягкия рухляди найдут, и тое у них всее мягкую рухлядь велеть имать и привозить к себе; а как тое рухлядь к нему привезут, и ему Воеводе тех служилых людей ясачников про тое их мягкую рухлядь распрашивать накрепко, где они тое рухлядь взяли: в посулех ли за ясачную понаровку или насильством или у ясачных людей покупали, или на товары уменяли или сами уловили, или тое рухлядь давали им для имени Великаго Государя ясачные люди в почесть, да иными какими людьми пристойно про то сыскивать; да будет по сыску те служилые люди те соболи и всякую мягкую рухлядь у ясячных людей взяли в посулех от ясачной понаровки, или насильством, или купили или на товары выменили, или сами промышляли, и по тому сыску тое рухлядь имать в казну Великаго Государя безденежно, и велеть тое рухлядь, сколько у кого взято будет, писать в книги именно.
14. А буде которые Даурские служилые люди, приезжаючи из тех новых землиц, соболиную свою и иную мягкую рухлядь, которую им давали ясачные люди для Великаго Государя имени в почесть, в поминках, учнут объявлять сами, и у них та их поминочная мягкая рухлядь по тому ж имать в казну Великаго Государя и писать в книги именно и кому именем служилому человеку которыя землицы ясачные люди для Его Великаго Государя имени, сверх ясачныя и поминочныя мягкия рухляди, что в почесть поминков дали, и оценя тое их служилых людей мягкую рухлядь по тому ж посылать к Великому Государю к Москве и о том писать и в книги писать особь статьею; а тем служилым людем сказать ему Воеводе, что о службе их что приискали они служилые люди новыя землицы к Великому Государю к Москве он Воевода писать учнет, и Великий Государь пожалует их служилых людей за их службы и за новоприбыльныя землицы и за прибор Своим Великаго Государя жалованьем деньгами и сукны и камки и тафты; да и напредь сего их братью Сибирских служилых людей за их службы и за новоприискныя землицы Великие Государи жаловали Своим Великих Государей жалованьем, деньгами и сукнами и камки и тафты, смотря по их службе.
15. А которые будут Даурские служилые люди ехав из новых землиц, учнут мягкую рухлядь отдавать на дороге ясачным людем воровством, чтоб им тою рухлядью завладеть самим, а в казну Великаго Государя не отдать: и про то велеть сыскивать ясачными людьми; а сыскав допряма, тем служивым людем, которые воровством у ясачных людей на дороге рухлядь [241] свою учнут метать, чинить за то наказание, бить кнутом, а рухлядь их имать в казну Великаго Государя безденежно, и оценя тое рухлядь, по тому ж посылать к Великому Государю к Москве с ясачною казною вместе, чтоб на то смотря неповадно было иным впредь так воровать; да ясачным людем о том чинить заказ крепкой, которые люди учнут у них у ясачных людей, ехав из новых землиц, какую мягкую рухлядь метать, и они б тое рухлядь привозили к нему Воеводе, да тое рухлядь по тому ж оценивая торговыми и промышленными людьми, которые в Нерчинских острогах будут, тамошнею Сибирскою прямою ценою, посылать к Москве ж, а без цены никакой мягкой рухляди к Москве не посылать.
16. Или что будет ясачные и торговые и промышленные люди принесут соболей и лисиц и бобров и всякия рухляди в Приказную Избу и на двор ему Воеводе в поминках: и тое рухлядь, сколько с которой землицы кто имены ясачные, и торговые, и промышленные люди принесут, велеть писать в книги именно, да оценя по тому ж тое свою поминочную мягхую рухлядь, посылать с ясачною и поминочною Государевою рухлядью вместе к Москве ж, также как и из иных Сибирских городов Воеводы рухлядь посылают; а самому ему Воеводе тою поминочною рухлядью, что к нему ясачные и торговые и промышленные люди в Приказную Избу и на двор в поминках принесут, не корыстоваться, посылать свою поминочную соболиную мягкую рухлядь из Даур к Москве, и о том к Великому Государю писать с лучшими Даурскими служилыми людьми, которые с ним на службе Великаго Государя в Даурах будут; а отпущать за тою соболиною мягкою рухлядью служилых людей, сколько человек пристойно, смотря по казне и поодиножды в год, а лишних служилых и ссыльных людей за тою казною однолично не посылать, чтоб в подводах в дороге и на Москве в выходех и в кормех лишних расходов не было, а ясачныя и десятинныя книги Даурской ясачной и поминочной и десятинной мягкой рухляди и локотным и всяким товарам, что с торговых и промышленных людей соберется, посылать к Москве с мягкою рухлядью вместе безо всякаго перевода, со всякою очисткою и перечнями; а сколько с которых землиц или улусов и с каких ясачных людей Великаго Государя ясаку и поминков и его поминков же и десятиннаго таможеннаго всякаго сбора порознь всего сберстся, или что в котором году перед которым годом каких новых землиц людей и с них ясаку вновь и таможеннаго и десятиннаго всякаго сбора прибрано будет, то писать в тех ясачных и десятинных книгах именно.
17. Да будет приедут к нему Воеводе из которых Сибирских городов для торгов торговые и промышленные люди с Русскими товары и с хлебными запасы: и тем торговым и промышленным людем велеть у себя являться в Приказной Избе, а товары их и хлебные запасы, на сколько у кого по цене привезено будет, велеть в Таможне таможенному Голове и целовальником, осмотря именно все налицо, записывать в книги и велеть им теми своими товары торговать в Нерчинску; а с тех их товаров и с хлебных запасов имать у них в казну Великаго Государя пошлины, по указу Великаго Государя, таможенному Голове и целовальником по новоуказным статьям, каковы посланы в Нерчинск из Сибирскаго приказа за дьячьею приписью и прошлом в 202 году; а сверх того [242] вновь с иноземцов и с Русских людей никаких пошлин не имать ни которыми делы, чтоб в Даурах Русским людем и иноземцом в таможенных пошлинах напраснаго оскорбления не было ни которыми делы; да сколько с каких товаров или с хлебных запасов пошлин взято будет, и то велеть в Таможне таможенному Голове и целовальником записывать в приходныя книги именно, а к торговым людем Русским и иноземцом держать бы тебе всякую ласку и привет, и ни какой тягости и приметков ни задержания, им не чинить и посулов насильством и грабежу им отнюдь не чинить и тем их не разорять, и того смотреть, чтоб таможенной Голова с них выше уставных статей пошлин не имал и им обиды напрасно не чинил, чтоб тем торговых людей не отогнать, и отогнав в сборах пошлинных денег и десятой, не учинить Его Великаго Государя умаления, а искать бы ему Воеводе всякими меры, чтоб казна Великаго Государя была в сборе перед прежним больше, а опричь бы того, где он Воевода будет в ясачных волостях и в улусах и в новых землицах, отнюдь нигде торговым и промышленным людем и преже Великаго Государя ясаку ничем с ясачными и с служилыми людьми ни какими товары и запасы торговать и менять на мягкую рухлядь отнюдь не велеть, а после сбору Великаго Государя посыльнаго ясаку велеть торговым и промышленным людем торговать с иноземцы, с ясачными людьми, на всякие товары в городе на Гостине дворе, а не на жилецких дворех, для того чтоб в том Таможенная пошлина не терялась; а того ему Воеводе смотреть и беречь накрепко, чтоб однолично торговые и промышленные люди, минуя Нерчинских острогов и Даур, в Китай и из Китая в Сибирские городы иными дорогами не въезжали и с собою товарной своей мягкой рухляди и локотных и всяких товаров безпошлинно никуда и ни откуда не возили, чтоб в том Великаго Государя пошлина не терялась; а велеть отпускать торговых и промышленных людей с их товары с мягкою рухлядью и с локотными и со всякими товары из Даур к Руси таможенному Голове и целовальником и давать им на мягкую рухлядь и на всякие товары проезжия за печатью и за рукою таможеннаго Головы до Иркутска всякому торговому и промышленному человеку на их и прикащиков на хозяйские товары по одной проезжей на лицо, а по две и по три проезжие одному человеку на одни товары, и за очи никому ни за кого на мягкую рухлядь и ни на какие товары проезжих не давать, а тем торговым людем в приеме тех проезжих велеть прикладывать руки.
18. А к таможенному сбору и ко всякой Великаго Государя казне в Головы и в целовальники выбирать из Нерчинских служилых людей, или кого пристойно, или кому по грамоте Великаго Государя велят быть погодно по очереди; и велеть им быть у казны Великаго Государя и у всяких дел за верою, и смотреть ему Воеводе за ними почасту, чтоб они, будучи у казны Великаго Государя у денежных и у всяких сборов, были с великим радением и Великаго Государя казною не корыстовались и не крали; а велеть ему Воеводе таможенному Голове и целовальником таможенныя всякия сборныя деньги приносить к себе в Приказную Избу с книгой помесячно как пристойно, смотря по тамошнему делу; да по тем книгам Голове и целовальником считать, да что на них какой Великаго Государя денежной казны или соболей и иной мягкой рухляди и локотных и всяких то-[243]варов взочтено будет, и то на них велеть править в казну Великаго Государя и писать в приходныя книги и в именные списки именно особыми статьями, а за большое воровство и за кражу и за иную хитрость и за нерадение Голове и целовальником и иным всяким людем, которые будут у дел Великаго Государя, чинить наказанье, смотря по вине, за малыя вины бить батоги, а за большия кнутом, и от дел их отставливать, а на их место в Головы и в целовальники велеть выбирать иных служилых людей добрых, чтоб в них никакого воровства и хитрости над казною Великаго Государя не было.
19. А на себя ему Воеводе у торговых и у всяких людей соболей и шуб собольих и лисиц черных и чернобурых и бурых и шапок лисьих же черных, горлатных и никакия мягкия рухляди не имать и не покупать; и что будет ему про себя купить понадобится, опричь соболей и шуб собольих и черных лисиц и чернобурых и бурых и шуб и шапок лисьих черных, и бобров, и всякия мягкия рухляди, и ему то покупать в городе на Гостине дворе и в торгу прямою ценою, а не в ясачных волостях и с Руси ему Воеводе в Сибирь в Дауры, в Нерчинские остроги, в Китайское Государство товаров своих ни каких не посылать, а провезть с собою только что ему для своей нужды купить и провезть указано, и нигде ни с кем ни с какими людьми не торговать, и хитрости ни какия над казною Великаго Государя не чинить, и вина в Даурех и нигде на себя и на Государевы ни на какие росходы, без указу Великаго Государя, не курить и в иные Сибирские городы и уезды для вина никого не посылать, и служилым и торговым и всяким людем курить вина не давати ж, и иноземскаго кумысу и табаку и карт никому не держати и у иноземцов не покупати и ясачных и торговых и всяких промышленных людей от Великаго Государя своими налоги не отгоняти, и посулов и поминков ни у кого ничего не имати, и в займы ни кому денег и хлебных своих запасов вина не давати, и заемных кабал и иных ни каких крепостей ни на кого не имати и ни каких изделий ни каким людем на себя делать не велеть, и ко всяким людем держати ласку и привет и береженье, и во всем искати Великаго Государя казне и всякому состоянию во всем прибыли с великим радением.
20. А в управных во всяких делех служилых и торговых и промышленных людей судить и росправа меж ими чинить безволокитно вправду, по указу Великаго Государя и по Уложенью, а судных пошлин с Русских людей имать с рубля по гривне, а пересуду с суда по две гривны, праваго десятка по четыре деньги, а с иноземцов судных пошлин однолично не имать, против иных Сибирских городов.
21. А служилым людем, которых он Воевода учнет посылать для приводу новых землиц и для ясачнаго сбору, приказывать накрепко, чтоб они, ходя по ясак, ясачным людем напрасных обид и налог отнюдь ни кому ни каких ни которыми мерами не чинили, а сбирали б с них ясак ласкою и приветом, а не жесточью и не правежем, а жесточи б им в том ни какой не чинили, а по два и по три ясака на один год не имали, и самим служилым людям, ходя по ясак, новых землиц от ясачных людей велеть оберегаться, чтоб их искрадом нигде ни какие люди не побивали, и шатости и измены новых землиц в людех велети высматривати и проведывать накрепко, и чтоб к ним ясач-[244]ным людем от сборщиков обид не было и чтоб их, как преж сего бывало, до смерти не побивали и Великаго Государя казну отнимали, выбирать ему для тех пошлин людей добрых за выбором, и им наказы давать с великим подкреплением. А которые будут новых землиц люди учнут чиниться непослушны, и ласкою их под Его Великаго Государя Царскую высокую руку привести ни которыми мерами немочно, а от Нерчинских острогов те новыя землицы неподалеку и люди в них живут небольшие: и ему Воеводе, смотря но тамошнему делу, будет доведется посоветовать о том довольно с жилецкими лучшими людьми, посылать на тех непослушных неясачных людей, служилых людей от себя по скольку человек пристойно, и велеть их преже уговорить ласкою всякими обычаи, чтоб их ласкою и приветом уговорить и к шерти привести на том, чтоб им быти под Его Великаго Государя Царскою высокою рукою и ясак бы они с себя платили. А буде ни которыми мерами тех непослушников уговорить будет немочно, а впредь от них чаять будут какаго дурна: и тех непослушных людей велено смирить слегка и под Его Великаго Государя Царскую высокую руку привести и ясак с них впредь имать, а ссоры бы не учинить; а приведчи их под Его Великаго Государя Царскую высокую руку, имати у них в аманаты Князцей и ясачных лучших людей по переменам, по скольку человек пригоже, и за теми аманаты потому ж с тех новых землиц сбирать ясак, смотря по людям и примерясь к иным ясачным людем; аманатов их в остроге велети кормити Великаго Государя запасы и беречь накрепко на особом дворе, где пристойно за сторожи, чтоб они куда не ушли и дурна какого Великаго Государя над людьми и над собою не учинили и от пожаров бы было безопасно, а в ясачной сбор, как из их землиц и из улусов и из волостей с ясаком ясачные люди придут, и их аманатов тем ясачным людем оказывати, чтоб ясачным людем в том сумнения никакого не было.
22. А будет которые Князцы и улусные люди учнут Великому Государю изменять и ясаку платить не учнут же, а учнут те изменники и непослушники служилых и торговых и промышленных людей побивать или собрався на волости, или к острогам, приходить войною: и ему Стольнику и Воеводе на тех изменников и на непослушников посылать Великаго Государя ратных людей, и велеть их прежде уговаривать всякими мерами ласкою, чтоб они в винах своих Великому Государю добили челом и были под Его Великаго Государя Царскою высокою Самодержавною рукою и ясак с себя платили; а будет их уговорить немочно, и учнут с служилыми людьми биться, и над теми изменники и непослушники, прося у Бога милости, велеть промышлять всякими обычаи, сколько милосердый Бог помощи подаст, чтоб их войною смирить и под Его Великаго Государя Царскую высокую руку привесть и аманаты у них взять по прежнему, а себя от них уберечь; да буде над ними поиск учинится и которых изменников и непослушников пущих воров заводчиков на бою возмут, и тех воров посадити в тюрьму, да о том к Великому Государю к Москве писать.
23. А которых немирных землиц Русские служилые люди повоюют и в полон емлют, а после будет те люди учнут бить челом под Его Великаго Государя Царскую высокую руку, и ясак с себя платить станут, и учнут Великому Государю [245] бити челом полонянников на откуп, а те их полонянники будут некрещены: и Стольнику и Воеводе тот полон велети сыскивать и на откуп отдавати, а к себе ему Воеводе и детем Боярским и подьячим и служилым и торговым и промышленным и ни каким людем ни каких иноземцов и жен их и детей во двор не имати и засылкою ни у кого не покупати и не крестити, и к Москве и в иные городы с собою не вывозити, и ни с кем не высылати, и служилым и всяким людем крестить их не велеть, чтоб Сибирская Даурская земля пространялась, а не пустела; а будет кто из ясачных людей похочет креститись своею волею, и про тех людей сыскивать допряма; а буде по сыску явится, что те люди будут прочны и в кормах и в дачах Государева жалованья не убыточны: велеть крестить; а крестя мужской пол, строить Великаго Государя в службу и верстать их Великаго Государя денежным и хлебным жалованьем в убылыя Русских казачьи места; а будет кто из женскаго пола женки или девки похотят креститься, и тех женок и девок по тому ж велеть крестить и выдавать замуж за новокрещенного же и за Русских служилых людей; а к себе ему Воеводе отнюдь во двор ни каких иноземцов не имати и служилым и ни каким людем таких людей держать не велеть и у себя на дворе Русских людей и иноземцов крещенных и некрещенных никакого изделья делать и работы работать отнюдь не заставливать, чтоб в том Русским людем и иноземцам утеснения и изгони не было.
24. А Сибирских городов служилым и жилецким людем, которые с ними будут Великаго Государя на службе в Даурах, давать Великаго Государя денежное и хлебное жалованье и соль погодно по срокам и смотря по тамошнему делу, по их окладам всем на лицо, а за очи никому и умершим не давать, чтоб напрасно никто ни за кого подставою Великаго Государя жалованье не взял. А самому ему Воеводе у служилых людей жалованья хлеба на себя не покупать и у них отнюдь не вычитать и не убавливать без указу и торговым и промышленным и ни каким людям у них покупать не велеть, чтоб служилым людям в том хлебном жалованье нужи и никакого оскорбления им не было. А как им служилым людям Великаго Государя жалованья раздадут; и ему тое дачу велеть писать в расходныя книги именно, всякому человеку особою статьею, и в приеме того Государева жалованья велеть росписыться; а которые, взяв Великаго Государя жалованье, помрут, или от иноземцов побиты будут, и тех служилых людей Великаго Государя денежное и хлебное и соляное, опричь настоящаго года, незаслуженное жалованье, что от них останется, имать назад Великаго Государя в казну и писать в приходныя книги именно, и держать иным служилым людям на жалованье, которые в их места прибраны будут и на неокладные расходы, на какие пригодятся, и записывать то в расходныя книги именно ж. А в настоящий год кто Великаго Государя жалованья взял, и того ж года умрет или будет в посылках убит: и у него Великаго Государя жалованье не имать, а оставить жене его и детем, а на убылыя места верстать в казачью службу казачьих детей и присыльных людей, которые присланы будут в службу. А будет тутошних казачьих детей и присыльных людей на убылыя места в службу верстать некого, а учнут бити челом на убылых служилых людей места в службы промышленные, или из Сибирских городов оста-[246]вленные какие служилые люди, а в службу они пригодятся, а они не тяглые люди и не воры и поруки по них Великаго Государя в службе будут, а проняться без них немочно: и тех отставных Сибирских служилых людей и казачьих детей на убылыя выморочныя казачьи места верстать; а учинить им оклады Великаго Государя денежнаго жалованья те ж рядовые казачьи, что и прежние ж были, на которых они места поверстаны будут; а давать ему Стольнику и Воеводе тем людем Великаго Государя денежное и хлебное жалованье и соль по расчету с тех мест, как они в службу поверстаны будут, а не на целой год; а что за их дачею денег и хлеба от прежних служилых людей окладов останется, и то по тому ж держать Великаго Государя в казне и иным служилым людем на жалованье, и в приходных и в расходных книгах то велети описывати именно и всякому году приходныя и расходныя книги деньгам и хлебу держать именно за Воеводскою рукою, и остатки вписать в новой год именно, и списав с тех книг списки слово в слово, присылать к Великому Государю к Москве и велеть подать в Сибирской приказ.
25. А к прежним окладом никому ни за что Великаго Государя жалованья денег и хлеба ему Стольнику и Воеводе отнюдь не прибавливать; а как год дойдет, и ему Воеводе Государевым деньгам и хлебу и соли и мягкой рухляди приходу и расходу делать сметные и пометные списки; и служилым людем и ружником и обротчиком именные списки с денежными и хлебными и соляными оклады, как и в иных Сибирских городех сметные и пометные списки и книги делают; и те сметные и пометные списки и Даурским служилым людем и ружником и оброчником именныя книги с денежными и хлебными оклады и ясачным и посадским людям с оброки и пашенным крестьянам с десятинною пашнею книги ж по вся годы посылать и росписки присылать к Москве, да о том к Великому Государю писать, а без указу Великаго Государя и без грамот из Сибирскаго приказа в дети Боярские и в пятидесятники никого не верстать и окладов не чинить.
26. А над служилыми людьми ему Стольнику и Воеводе смотреть и беречь накрепко, чтоб они в Даурах и на службе живучи не воровали, зернью и в карты не играли, и не бражничали, и табаку и иноземскаго кумысу не пили и Великаго Государя жалованья не пропивали и не проигрывали, и драки б у них и разбоя и душегубства меж себя и ни какаго воровства нигде не было, и ясачным бы людем и всяким иноземцом в Нерчинских острогах и ходя по ясак утеснения и обид ни каких не чинили. А которые служилые люди учнут в Даурских острогах или ходя по ясак воровать зернью и в карты играть и меж себя драться и грабеж и душегубства ясачным и всяким людем и иноземцом обиды и насильства и тесноты и грабеж чинить: Воеводе тех воров от воровства унимать и чинити им наказанье, смотря по их винам по Уложенью и по новоуказным статьям, кто какого наказанья достоин, чтоб всякое наказанье было против вины, а безвинно никому никакого наказанья не чинить, а шатости и заводов и кругов и бунтов и одиначества никакого в Русских служилых людех и в иноземцах при нем и после разсмотрением его и строением не было, чтоб всякие служилые люди и иноземцы были под Его Великаго Государя Царскою высокою рукою послушны и жили смирно во всяком послушании; да и самому [247] ему Стольнику и Воеводе, будучи на Его Великаго Государя службе в Даурех, служилым и ясачным и торговым и промышленным и всяким людем обиды и насильства и никакого утеснения никакими образы и вымыслы не чинить и безвинно ни чем ни кому не приметываться и держати к служилым и к ясачным и к промышленным и ко всяким людем во всем ласку и привет и береженье, и Великаго Государя денежною и соболиною и всякою казною однолично ничем ему самому не корыстоваться и хитрости никакой никоторыми делы и вымыслы не чинить и товаров с собою с Руси в Сибирь из Сибирских городов в Дауры, опричь Государевых и своих указных запасов, ничего не возити и с ясачными и с торговыми и с промышленными людьми ничем не торговать, и в ясачныя волости и в новыя землицы, для торговли и для мены на мягкую рухлядь, от себя денег и товаров своих ни каких и платья и вина и табаку с ясачными сборщики не посылать, и над служилыми людьми, которые с ними посланы будут в Дауры, смотреть и беречь того накрепко, чтоб они вина и табаку и товаров никаких не имали и не возили и в Нерчинских острогах и в уездех, ходя по ясак с ясачными людьми на мягкую рухлядь, ничем не торговали и не меняли и над теми сборщики смотрели накрепко, чтоб никакого дурна над ясачною Великаго Государя казною и над ясачными людьми не чинить. А у кого будет у служилых людей в Нерчинских острогах или в посылках какие товары и табак и вино объявятся: и ему Воеводе то имати в казну Великаго Государя и записывати те товары в приходныя книги именно, и держать те товары на расходы Великаго Государя где пристойно, а вино и табак ясачным иноземцам; а карты и зернь взяв, велеть на торгу жечь; а тем людем, у кого табак и вино и карты и зернь или товары вынут, чинить наказанье, велеть их бить кнутом и имати на них по указу Великаго Государя заповеди, чтоб отнюдь никто служилые люди из Сибирских городов в Дауры табаку и карт и вина с собою не имали, и нигде с ясачными людьми ничем не торговали, и тем бы они Великаго Государя в ясачном сборе недобору и порухи не чинили и мягкою рухлядью и никакою Великаго Государя казною не корыстовались.
27. А какие товары надобны будут для торгу с иноземцы из казны Великаго Государя, и о присылке товаров ему Стольнику и Воеводе писать к Великому Государю в Сибирский приказ, а против его Даурских отписок товары с Москвы в Нерчинские остроги присланы будут, да и у торговых и у промышленных людей, которые будут в Нерчинских острогах, по тому ж табаку и карт и вина и иноземскаго кумысу и лишних товаров, или кто с ними чужие животы повезут, и сверх проезжих своих велеть таможенному Голове и целовальником обыскивать накрепко. А что у кого у торговых и у промышленных людей табаку и карт и вина и лишних чужих товаров, сверх проезжих, найдут или что в Китай или из Китая утайкою повезут: и тот табак и карты и вино и лишние и чужие и утаенные всякие товары велеть имать в казну Великаго Государя, и записывать то вино и товары по тому ж в книги именно и вином и табаком поить иноземцов, которые учнут приходить с Государевым ясаком, а товары, которые доведется, присылать к Великому Государю к Москве: а которые не доведутся, и те держать на тамошние всякие расходы, на какие пригодятся [248] и писать в книги ж именно, а карты велеть на торгу сжечь; а тем людем, у кого табак и вино и карты вынут и лишние и чужие и утаенные товары сверх проезжих возмут, чинить наказанье и заповеди на них имать по указу Великаго Государя; да о том, сколько у кого табаку и вина и карт и лишних и чужих и утаенных каких товаров сыщет и в казну Великаго Государя возмет и какое наказанье кому учинит, по тому ж писать к Великому Государю к Москве в Сибирской приказ.
28. А про то на Москве в Сибирском приказе ведомо подлинно, что от ясачных сборщиков ясачным иноземцом обиды великия и с ясачными людьми торгуют и товары свои для торгу на них Воеводы и приказные люди наметывают, и от того Великаго Государя ясачному сбору чинится великой недобор: и ему Стольнику и Воеводе, будучи в Нерчинском и во всех острогах и волостях, иноземцов от Русских людей однолично во всем оберегать накрепко; а кто чем иноземца изобидит или убойство учинит, и тем людем за воровство чинить Великаго Государя указ по Уложенью и по новым статьям, чему будет достоин.
29. Да и того ему Стольнику и Воеводе смотреть и беречь накрепко, чтоб никто в Нерчинску и во всех острогах и в юртах корчемнаго и продажнаго никакаго питья по подворьям у себя не держали, и безъявочно б никто никаков человек пив не варили и медов не ставили и иноземскаго кумысу по тому ж у себя не держали и от пьянства всякими мерами людей удерживать; да и самому ему Стольнику и Воеводе на дворе у себя и нигде, опричь своего вина, что с ним указнаго привезено будет с Руси, не возить и ни у кого не покупать и не подряжать и вина и пива и никакаго питья не продавать и корчмы у себя не держать и людем своим и никому потому ж всякаго питья продавать и корчмы держать не велеть никоторыми делы; а кому доведется каким людем к празднику или к свадьбе или к имянинам и к родинам и к крестинам и к поминкам сварить пива или меду поставить: и ему Стольнику и Воеводе велеть тем людем приносить к себе в Съежую Избу челобитныя, да те челобитныя подписывать именно, сколько кому пиво и мед держать дней, а явки с того питья велеть имать Великаго Государя в казну с четверти пива по 4 деньги, а с пуда меду по шти денег и пива варить и меду ставить не по большому про себя, а не на продажу, а вина курить и на явку отнюдь никому не давать и самому ему Стольнику и Воеводе однолично вина сидеть и к себе никому ни от куда и людем своим и никому привозить не велеть.
30. А кто будет учнет безъявочно мед ставить или пиво варить, или с явкою сварить и меду поставить много, и учнет продавать и на товары менять или воровать, вино курить и кумыс и табак или на продажу какое питье учнет держать: и ему Стольнику и Воеводе явленное и продажное питье и суды винные, котлы и кубы и горшки и трубы велети у тех людеи вынимать с понятыми. А у кого будет неявленное и продажное питье или винное куренье и заповедныя питья вымут или питухов поймают в первые: и на тех людех велети имати заповеди, за первой привод по 25 рублев с человека, а на питухах по рублю на человека, а выимочные питье и суды имать на Великаго Государя. А у кого вымут питье или питухов поймают в другой ряд: и на тех людех велеть имать заповеди вдвое по 50 рублев с человека, и учинить наказанье, бить кну-[249]том, а у кого вымут питье, или питухов поимают в третей ряд: и на тех людех велеть имать заповеди втрое, по 100 рублев с человека: а буде платить нечем, учинить наказанье и сослать в ссылку на иной город, куда пристойно; да что у кого неявленнаго и продажнаго питья и винных судов вымет и что на ком заповедных денег возмет, и то велеть писать в книги именно; а выимочное питье велеть имать в казну Великаго Государя и держать на всякие иноземские тамошние расходы, а суды винные разсекая врознь, продавать, а деньги держать на тамошние ж Даурские всякие расходы; а однолично ему Стольнику и Воеводе того смотреть и беречь накрепко, чтоб нигде ни у кого вина и табаку и кумысу и вина ж кумыснаго не было, и у иноземцов того питья не покупали, и не пили, и сами б никто вина не курили и кумысу не делали и табаку не сеяли.
31. Да ему ж Стольнику и Воеводе в Нерчинских острогах учинить заказ крепкой, чтоб всякие люди от пожаров жили с великим бережением, в летнюю пору изб и бань, опричь торговых бань, никакие люди не топили; а велеть им делать печи на полых местех; для великих нужд и родин велеть избы и бани топить в ненастные дни с водою с великим бережением, и близь острогу городоваго изб в городе и за городом не ставили, чтоб в случай пожарной городу опасения какого не учинилось.
А что у Боярина Федора Алексеевича Головина с Китайскими послы на съезде учинен договор, и о том из Посольскаго приказа в Сибирской приказ прислана выписка, и с той выписки для ведома список: Смотри договор заключенный с Китайскою Империею 1689 Августа 27.
Да в статейном великих послов списке написано: розменяв розменными письмами Китайские послы говорили и подтвердили с клятвою по своей вере, подняв руки выше головы, что конечно в Албазинских местех Ханово Высочество никогда никакого поселения имети не будут, только в Албазинских местех будут караулы: и Воеводе, будучи в Нерчинску, оберегать и стеречь того накрепко, чтоб те посольские договоров статьи ни в чем со стороны Великаго Государя ненарушены были; а что с стороны Китайскаго Государства по тем посольским приговорам учнет делаться, и того ему Воеводе смотреть, чтоб в стороне Великаго Государя всяких чинов людем утеснения никакого не было, и против ли посольских договоров Китайцы станут во всяких делах делать или противно, о том к Великим Государям писать именно, и чинить во всем против вышеписанных договоров и розменных писем, и в Нерчинску и во всех острожках всяких чинов людем учинить заказ под смертною казнию, чтоб никаких чинов люди и ясачные иноземцы ниоткуда против сих договорных розменных писем за вышеписанныя границы на Китайскую сторону, для звериных и птичьих и для каких промыслов, отнюдь не ходили и с Китайскими и с Хинскими и с Богдойскими людьми не сходились, и разбоев и грабежу и никаких ссор и задоров отнюдь не чинили; а буде каких ни есть чинов люди учинятся Великаго Государя указу ослушны, за поставленныя границы для звериных или для иных каких промыслов учнут ходить, и разбой и грабежи и ссоры и задоры чинить, и таких людей ему Воеводе в Нерчинску и во всех острожках прикащиком велети имать и приводити в Приказную Избу, и промышленные соболи и всякой зверь и все, что у них объявится, имать в казну Великаго Государя и [250] в приходных книгах и в сметных списках написать все то именно особою статьею; а войны и кровопролития для таких причин и за самыя пограничных людей преступки не вчинать, а о таких ссорах писать к Великому Государю; а буде Русские люди ясачные и неясачные иноземцы учнут изменяти Великому Государю, бегать в Китайское Государство и в Хинское и в Богдойское: и ему Воеводе, розведав про них подлинно, писати к Великому Государю и в Китайское Государство в порубежные городы к Воеводам и приказным людем о сыску и о присылке их в сторону Великаго Государя писал именно; а как те изменники присланы будут: и об них к Великому Государю писати же, а их до указу Великаго Государя держать в тюрьме за крепкими караулы; а Китайских перебежчиков в сторону Царскаго Величества отнюдь не принимать и нигде принимать не велеть, а которые объявятся, и их отсылать в сторону Китайскаго Государства в пограничные городы, и об них к Воеводам писать. А с торговых всяких чинов людей, которые Великаго Государя с грамотами и по памятям к таможенному Голове из Сибирскаго приказа для торгу с товары в Китайское Государство поедут: и с тех людей со всяких товаров их, как таможенной Голова Мирон Новоселов Великаго Государя в казну пошлины по указу Великаго Государя и новоуставных статей, каковы посланы в Нерчинск за Дьячьею приписью в прошлом 202 году, возмет и в том им письма дадут, и тем торговым людем дав проезжия письма из Приказной Избы за Нерчинскою печатью в Китайское Государство пропущать. А Гостиной сотни и гостиных прикащиков и Москович и розных городов всяких чинов торговых людей и своих иных городов Воеводских и Дьячьих родственников и знакомцов и людей для торгу с товары и ни для каких дел, по грамотам из иных приказов и ни по каким письмам, без указа Великаго Государя и без грамот из Сибирскаго приказа и без писем о досмотре и о взятье пошлин таможеннаго Головы, отнюдь ему Стольнику и Воеводе никого в Китайское Государство и за границу на Китайскую сторону не пропущать и у таможеннаго Головы ни в каких делех помехи не чинить и в таможенныя дела не вступаться и в сборе таможенных пошлин помешки никакими делы не чинить; а без указу Великаго Государя и без грамот из Сибирскаго приказа его Мирона и кто по нем по грамотам же будут в Таможне не переменять и никакого наказания и тесноты и налоги им не чинить. А буде от Калмыцкаго Бушуртухана и от Мунгальских Кутухт и от Тайшей Князцы и Зайсаны и улусные начальные люди, или сами Калмыцкие и Мунгальские Владельцы и Кутухты и Тайши и с подданными своими людьми учнут приходить и бить челом Великому Государю в вечное подданство и в ясачной платеж, а не креститься: и тех иноземцов принимать, высматривая и розведывая подлинно, впрямь ли они для того придут, что им Великому Государю служить и Великаго Государя под самодержавною высокою рукою быть вечно и ясак платить, чтоб они служилым и всяким Русским людем и старым ясачным иноземцам какой порухи и разорения обманом не чинили. И будучи ему Воеводе в Нерчинску жить с великим бережением неоплошно, велеть в день и в ночь по городам и по острогам и за городом и за остроги быть крепким караулом, и в подъезды служилых людей посылать почасту, до коих мест пристойно, и всяких вестей проведывать, чтоб какие воинские [251] люди ко острогам и на уезды безвестно не пришли и порухи и разорения не учинили; а буде из Калмык и из Мунгал и из иных мест станут приходить послы и посланники, и ему Воеводе их принимать, и разговоров их слушать, и ответ чинить против их прошения, что пристойно, подумав о том с лучшими жилецкими людьми, чтоб Великаго Государя Царскому имени к чести и к повышению и Великаго Государя казне к прибыли, и с ними ссылки чинить, смотря по делу и по времени, а к Москве их без указу Великаго Государя не отпускать, и в Нерчинску и нигде не держать, чтоб в кормех Великаго Государя казне лишних расходов не было; а на отпуске им сказать, о которых делех они писали и говорили, и о тех делах Великаго Государя указ прислан к ним будет с служилыми людьми, и против того посольства к Калмыцкому Бушуртухану и к Мунгальским Кутухтам и к Тайшам служилых людей, кого доведется и о каких делех пристойно будет, посылать, а с ними приказывать против их присылки, что доведется; а буде Калмыцкие и Мунгальские посланцы скажут у себя к Великому Государю листы, и те листы у них имать и переводить, и отпустя их, присылать те листы и с них переводы, и о всем писать к Великому Государю подлинно; а кормы им давать с приезду их до отпуску, смотря по людем и по делом, с чем они приедут, против прежняго и с убавкою, чтоб Великаго Государя казне лишних росходов не было; а буде посланцы от Китайскаго Богдыхана и от Калмыцкаго и от Мунгальских владельцов привезут Великому Государю подарки, и те подарки у них принимать Великаго Государя в казну, и в приходных книгах и в сметных списках записывать именно, и оценя те подарки, давать тем посланцом против их подарков, сукна и иными товары какими пристойно, против иных Сибирских городов в полтора; а сколько они посланцы каких товаров в подарках привезут и на сколько ценою и что им против того дано будет, о том писать к Великому Государю подлинно, и те подарки присылать к Москве с ясачною казною вместе.
И как из Китая приедут в Нерчинск послы или посланцы с листы: и ему Воеводе о том чинить против Великих Государей указу 200 году, Ноября в 25 день, а того смотреть и беречь накрепко и доведываться от Китайцов всякими меры накрепко ж, чтоб те листы впрямь ли с ними к Великому Государю к Москве посланы и не до граничных ли городов; и буде впрямь, и их к Москве пропускать и наперед их о всем розведав подлинно, к Великому Государю писать в Сибирской приказ с нарочными гонцы наскоро; а буде какие листы по уведанию объявятся, что с ними посланы до порубежных городов, и таких послов и посланцов к Москве не отпускать; а те листы принимать у них в Нерчинску, и оправя против прежняго, отпускать в их край. И буде в Китайское Государство доведется ему Воеводе о каких порубежных делех или ссорах к приказным или к ближним Хановым людем писать, или ответы какие чинить, и ему Воеводе писать осторожно и разумно, чтоб тем его письмом или какими ответы Даурской стране не навесть какой тягости и с Китайскими людьми розгласия и Его Великаго Государя людем, которые в Китай с торгами ездят, трудностей; а о чем он Воевода учнет писать, и о том списки присылать в Сибирской приказ за его Воеводскою рукою, также и Китайские листы и с них переводы и по-[252]сольские и посланничьи разговорныя речи присылать с отписки в Сибирской же приказ; а что им Китайцам говорено, и тому записку прислать к Москве ж в Сибирской приказ; а что преж сего Князь Матвей Гагарин в Китая писал, и к нему из Китай какие ответы чинили, о том ему Воеводе со всех его писем и с Китайских списки прислать и впредь присылать в Сибирской приказ, и о том о всем к Великому Государю писать.
Да им же Воеводам осматривать везде самим почасту караулы и ружья у тех, которые на караулех разставлены и Городоваго строения и пушек, чтоб стояли пушки в бережи и от пожарнаго случая безопасно, и над ними бы сделаны были кровли, также и ружье всякое чтоб было построено в добрых местех, и приставлены были люди добрые, чтоб было чисто и готово; а которое попортилось, чтоб было вычищено и порох бы лежал в сухих местех; а кой попортился, и тот велеть перекрутить, и чтоб все было всегда в готовности, и учинить ему Воеводе, чтоб неприятельские какие люди в росплох городу и жилецким людем не учинили какой шкоды, и чтоб около всего посаду был ров и вал земляной, или какая крепость от незапных неприятельских приходов, и всякую бодрую осторожность чинить, чтоб всегда в целости того города и жители были во остереганье, потому что тот край самой дальной и облегли его со всех стран ратные народы; а буде где какия крепости городовыя попортились или розвалились и погнили, и то велеть починить; да ему ж Воеводе доведется всякими меры проведать, от чего Мунгалы и иные иноземцы от Нерчинска откочевали, и кто их разогнал, и искать всякими способы, чтоб их по прежнему уговорить в верности под державу Великаго Государя, чтоб теми иноземцы всей Даурской земли крепость утвердилась и свободно бы Русскими людьми многую пашню завесть и хлебами для впредь будущих случаев острожки наполнить, и держать к ним всякую ласку и Тайшам их учинить по разсмотрению Великаго Государя жалованья, чтоб не в большой расход. А однолично ему Воеводе, будучи Великаго Государя на службе в Нерчинских острогах, Великому Государю службу свою и радение во всем и ко всяким делам разсмотрение показать по своему высмотру в ясачном и во всяком сборе искать Великаго Государя казне прибыли, чтоб Великому Государю его службою и радением Великаго Государя казне была прибыль, а меж Русских и всяких людей расправу чинить по указу Великаго Государя в правду безволокитно, чтоб от него Русским и всяким людем и иноземцом налог и насильства не было. А с Сибирских иноземцов Князцов и ясачных людей судных пошлин не имать, и того однолично вновь не вчинать и от Русских и от всяких людей иноземцов от обид и от продаж и от насильства оберегать, и ласку и привет к ним держать; а воров от воровства унимать, и наказанье им чинить, и служилых людей хлеба на себя не покупать и никому купить не велеть, и никакими товары и вином самому не торговать, и людем своим и никому не велети, и в ясачныя волости и в иныя землицы с товары торговать и продавать и покупать от себя знакомцов и людей своих и ни кого ни с чем не посылать, и искати во всем Великому Государю прибыли, чтоб ему учинить Великаго Государя казне вечная постоятельная прибыль, а тамошним Русским и ясачным людем и всяким иноземцом тягости и налоги не навесть, и делать ему все по сему Великаго Государя [253] наказу и по грамотам, каковы будут к нему посланы, как пристойно; а Великаго Государя казною ничем не корыстоваться и для своей корысти к служилым и приезжим и к промышленным и к ясачным и ко всяким людем, без дела напрасно, ни какими меры не приметываться и не по делу их ничем не винить и к винам не приводить, тем бы им утеснения и налог и продаж не чинить, и ясачных людей Великаго Государя своими налоги не отгонять и никаких Русских людей и иноземцов в Сибири в холопство к себе не имать и не крестить, и на Русь к Москве и никуда не высылать и иным ни каким людем того делать не давать, чтоб при нем отнюдь ничем Великаго Государя делу порухи и Великаго Государя казне убыли и тамошним людем оскорбления не было; и посулов и поминков ни у кого ничего ни которыми делы не имать и в займы ни кому денег и запасов хлебных и вина не давать, и заемных кабал и иных никаких крепостей ни на кого не имать и ни каких изделий ни каким людем на себя делать не заставлять и держать ко всяким людем во всем призор и строение; и всякую мягкую рухлядь, которую учнет посылать к Великому Государю к Москве, ценить Сибирскою прямою ценою, чтоб ему Воеводе однолично во всем Великому Государю прямую свою службу и радение показать, и себя за то видеть Великаго Государя в чести и в жалованье. А буде Китайские и Мунгальские и иные какие иноземцы с Государскими людьми учнут жить немирно, и под Государские городы и остроги и на уезды приходить станут войною, и ему Воеводе к Китайским и к Калмыцким и к Мунгальским людем посылать от себя кого пригоже, и велеть им говорить против указу Великаго Государя, чтоб они Великаго Государя под городы и под остроги и под уезды войною не приходили и ратным и всяким градским и уездным людем и ясачным иноземцам разорения и тесноты никакой не чинили; а буде они от такого дела не уймутся, и на них по указу Великаго Государя посланы будут Великаго Государя ратные люди, и им учинить такое ж разорение. А буде Калмыцкие и Мунгальские люди по посылкам с Государскими людьми не умирятся, и под Государские городы и остроги и на уезды войною приходить станут: и ему Воеводе над теми Калмыцкими и Мунгальскими воинскими людьми чинить промысл, смотря по тамошнему делу как мочно всякими мерами, сколько милосердыи Бог помощи подаст, чтоб Их Великаго Государя ратными людьми смирить и привесть в послушание против прежняго, а Великаго Государя ратным служилым людем урону не чинить, а в походы самому ему Воеводе с ратными людьми ходить, или кого пристойно посылать, проведывая про всяких воинских людей накрепко с большим бережением и осторожностью, и на станех ставиться в крепких местех, и сторожи держать крепкие, чтоб дорогою и на станех какие воинские люди безвестно не пришли и Великаго Государя над ратными людьми худа какова не учинили; а буде ему Воеводе  Нерчинскими служилыми людьми и иноземцы от тех неприятельских воинских людей отборониться будет немочно, и ему Воеводе о присылке в прибавку ратных людей и о полковых всяких припасех и о денежной казне и о хлебных запасех против прежняго писать в Иркутской и в Енисейск и в Илимск и в Тобольск к Воеводам, и собрався с ратными людьми, розведав про воинских людей, буде мочно, и над теми неприятельскими воинскими людьми промысл чинить, сколько милосердый Бог [254] помощи подаст, чтоб тех неприятельских воинских людей смирить и город и остроги и ратных людей и ясачных и неясачных иноземцов уберечь, и о том ему о всяких Великаго Государя надобных нужных делех писать к Великому Государю к Москве с нарочными посыльщики наскоро, а на сторону Китайскаго Государства на Китайских людей без указа Великаго Государя ему Воеводе войною не ходить и ни кого не посылать.

Воспроизводится по:

Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825 года. - СПб. : Тип. II Отд-ния собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. - 48 т.: указ. Т. 3: 1689-1699. - 1830. № 1542, с. 235—254.